| Соснин Э.А. Осмысленная научная деятельность: диссертанту - о жизни знаний, защищаемых в форме положений / Э.А.Соснин, Б.Н.Пойзнер. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 147 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ч21-С664
| |
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................... 4
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ РАБОТЫ .... 6
1.1 Трудности с целью и задачами ............................... 6
1.2 Трудности с методами и моделями исследований ............... 8
1.3 Трудности с определением научной ценности полученных
результатов ................................................ 9
Упражнения к главе 1 ...................................... 26
Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ КРИТЕРИЯ ИСТИННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ .......... 27
Упражнения к главе 2 ...................................... 36
Глава 3. РОЖДЕНИЕ И ЮНОСТЬ ЗНАНИЙ: ОТ НОВАЦИИ К ИННОВАЦИИ ...... 37
3.1 Зачем знать о генезисе знания? ............................ 37
3.2 Получение знания - частный случай целенаправленной
деятельности .............................................. 39
3.3 Наш лозунг: от репликатора 1-го рода - к репликатору
2-го рода! ................................................ 42
3.4 Четыре уровня новаций ..................................... 45
Упражнения к главе 3 ...................................... 48
Глава 4. ЖИЗНЬ ЗНАНИЙ: К ОЦЕНКЕ СВОЕВРЕМЕННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ
НИР ............................................................ 49
4.1 Жизнь системы по получению знаний в зеркале 5-образной
кривой .................................................... 49
4.2 Опыт типологии исследовательских ошибок ................... 55
4.3 Как определить своевременность результатов своей НИР ...... 59
Глава 5. СТАРЕНИЕ ЗНАНИЙ: РОЛЬ ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В НИР ........ 62
5.1 Теория научных революций Куна через призму теории
целенаправленных систем Корогодина ........................ 62
5.2 Сценарии «омоложения» нормальной науки .................... 65
Упражнения к главе 5 ...................................... 77
Глава 6. КАК ДИССЕРТАНТУ ПОСТРОИТЬ ГРАМОТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ,
ВЫНОСИМОЕ НА ЗАЩИТУ ............................................ 78
6.1 Защищаемое положение как высказывание в канонической
форме ..................................................... 79
6.2 Высказывание научное versus высказывание техническое ...... 86
6.3 Достоверно ли ваше НПВЗ? .................................. 88
6.4 Новы ли ваши НПВЗ и другие результаты? .................... 92
6.5 Какова научная ценность или практическая значимость
ваших НПВЗ и других результатов? .......................... 96
6.6 Ориентировочный порядок изложения материала в
диссертации ............................................... 99
Упражнения к главе 6 ..................................... 102
Глава 7. ДЮЖИНА ТЕРМИНОВ, ПОЛЕЗНЫХ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ НАД СВОЕЙ
НИР И В НАУЧНОЙ ПОЛЕМИКЕ ...................................... 103
7.1 Идеалы научности ......................................... 103
7.2 Как возможно саморегулирование и самоочищение в науке? ... 105
7.3 Человек неустраним из теории, а теория - из опыта ........ 112
7.4 Элементы занимательной иерахиологии науки ................ 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, или О ПРИНЦИПЕ «СОИНТУИЦИИ» СВ. МЕЙЕНА ............ 125
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................. 132
УКАЗАТЕЛЬ ИМеН И ЭПОНИМОВ ..................................... 142
ОБ АВТОРАХ .................................................... 145
|
Как появляются научные знания? Как разоблачают шарлатанов? Всякая ли теория научная? Чем новации отличаются от инноваций? Как определить «возраст» направления НИР? Авторы выделили ситуации, где не соблюдается критерий истинности знания, причем эти нарушения неизбежны, социокультурно обусловлены, но преодолимы метасистемными переходами. В этом контексте рассмотрены ошибки диссертантов при составлении научных положений и их анализе. На десятках примеров рас крыты принципы корректного формулирования защищаемых положений и их оценок.
Для магистрантов, аспирантов, соискателей ученой степени в области естественных наук, членов диссертационных советов.
|
|