| Новиков А.С. Структурный анализ науки. - 2-е изд., существенно перераб. и доп. - М.: URSS: Ленанд, 2015. - 474 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ю25-Н73
| |
Введение. Научная проблема: структуры и типы .................... 9
1 Общие замечания .............................................. 9
2 Типы проблем ................................................ 13
3 Генезис проблем ............................................. 17
4 Проблема и ученый ........................................... 19
Раздел I Историческая структура научного поиска ............... 25
Глава 1. Научный поиск: историко-философский анализ ............ 27
1 Поисково-исследовательская проблематика в традиции
философии науки ............................................. 29
2 Категориально-общенаучный контекст изучения научного
поиска ...................................................... 44
3 Принцип оппозиции как форма рефлексии поисковой активности .. 50
Глава 2. Научный поиск и классическая рациональность ........... 63
1 Абстракция «линеаризованности» .............................. 64
2 Генетические основания и структура линеарной поисковой
активности .................................................. 67
3 Характерные черты линеарной модели научного поиска .......... 82
Глава 3. Научный поиск и неклассическая рациональность ......... 91
1 Принцип нелинеарности как методологический регулятив ........ 92
2 Историчность нелинеаризованности ............................ 98
3 Основание нелинеаризованности .............................. 108
Раздел II. Типология научных открытий ......................... 117
Глава 1. Историко-научный ракурс .............................. 119
1 Бэкон, Гельвеций, Дидро, Лейбниц, Шеллинг .................. 119
2 Ходаков, Фрадкин, Кедров, Хансон, Вяльцев, Трифонов,
Никитин .................................................... 126
Глава 2. Повторные открытия: генетический аспект .............. 135
1 Модель «Зрелое яблоко» ..................................... 135
2 Модель неполноты ........................................... 138
3 Социокультурная модель ..................................... 145
4 Необходимые дополнения ..................................... 149
Глава 3. Повторные открытия: процессуальный аспект ............ 166
1 Повторяемость и спонтанность ............................... 166
2 Повторяемость и необходимость .............................. 173
3 Повторяемость и автономность ............................... 179
4 Повторяемость и относительная обратимость .................. 183
Глава 4. Природа случайных открытий ........................... 205
1 Контекстуальные случайные открытия ......................... 208
2 Экспериментальные случайные открытия ....................... 219
3 Экспериментально-аномальные открытия ....................... 236
4 Теоретические случайные открытия ........................... 253
5 Генезис случайных открытий ................................. 266
6 Фазово-стадийная структура случайных открытий .............. 299
Глава 5. Запоздалые открытия: аспектный анализ ................ 310
1 Запаздывание и лидирующее направление ...................... 310
2 Запаздывание и «прошли мимо» ............................... 320
3 Запаздывание и опережение .................................. 328
4 Запаздывание и инструмент .................................. 332
5 Запаздывание и вектор исследования ......................... 341
6 Запаздывание и забывание ................................... 345
7 Запаздывание и неинформативность ........................... 352
8 Запаздывание и элиминация .................................. 357
9 Запаздывание и вера ........................................ 359
10 Запаздывание и самоубежденность ............................ 362
11 Запаздывание и предвзятость ................................ 364
12 Запаздывание и авторитет ................................... 368
13 Запаздывание и неуверенность ............................... 371
14 Запаздывание и предмет науки ............................... 371
Глава 6. Преждевременные открытия и принцип экстраполяции ..... 374
1 Принцип исторической этапности ............................. 375
2 Неботаническое мышление .................................... 382
3 Математизация .............................................. 384
4 Изолированный эксперимент .................................. 389
5 Биологическая картина мира ................................. 393
6 Принцип неопределенности ................................... 400
Раздел III Проблема приоритета и функциональности
асимметрии мозга .............................................. 405
Глава 1. Научные открытия и приоритет ......................... 407
1 Приоритет и дисциплинарные знания .......................... 409
2 Приоритет и корректность ................................... 415
3 Приоритет и доверие ........................................ 425
4 Виды приоритета ............................................ 426
5 Приоритет и «почти все известно» ........................... 433
6 Приоритет и фальсификация .................................. 433
7 Приоритет и ложное открытие ................................ 437
8 Приоритет и национальное достояние ......................... 438
9 Приоритет и плагиат ........................................ 443
10 Приоритет и повторные открытия ............................. 445
11 Приоритет и публикации ..................................... 448
Глава 2. Научное творчество и функциональная асимметрия
мозга ......................................................... 450
1 Асимметрия и история науки ................................. 450
2 Асимметрия и национальная культура ......................... 457
3 Асимметрия и восприятие научных открытий ................... 459
Литература .................................................... 463
|
Книга доктора философских наук А.С.Новикова посвящена анализу научного поиска. Этапы поисково-исследовательской активности, структура проблем, функции научного поиска, процессуальность и результативность поисковых устремлений, типы, структура, генезис научных открытий, вопросы приоритета, научный поиск в контексте функциональной асимметрии мозга - вот основной комплекс вопросов, рассматриваемый автором на основе обширного историко-научного материала.
Для философов, методологов науки и всех, кто интересуется проблемами научного творчества |
|