| Научное познание в историко-философском контексте: учеб.-метод. пособие / ред. П.П.Мартинкус. - М.: НИЯУ МИФИ, 2011. - 203 с. - (Социально-экономический цикл).
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ю25-Н346
| |
РАЗДЕЛ 1. РОЖДЕНИЕ АТОМИСТИКИ ................................... 3
Атомистика Демокрита ............................................ 4
Принцип изономии ................................................ 6
Теория познания ................................................. 9
Учение о причинности ........................................... 12
Этика Демокрита ................................................ 15
Атомизм и сверхъестственное .................................... 17
Рекомендуемая литература ....................................... 18
РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ФРЕНСИСА БЭКОНА ...................... 19
Общая характеристика эпохи Нового времени ...................... 19
Биография Ф. Бэкона ............................................ 22
Принципы познания по Ф.Бэкону .................................. 24
Таблицы и схемы ................................................ 28
Общая характеристика философии Нового времени .................. 28
Система классификации наук Ф. Бэкона ........................... 29
Проблема метода: эмпиризм и рационализм ........................ 29
Проблема познания в философии Ф. Бэкона ........................ 30
Общая классификация методов .................................... 31
Индукция и дедукция ............................................ 32
Выдержки из произведений Ф.Бэкона .............................. 33
Вопросы для самоконтроля ....................................... 38
Рекомендуемая литература ....................................... 38
РАЗДЕЛ 3. РАЦИОНАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ .... 39
I. Новое толкование науки в философии Френсиса Бэкона ......... 39
II. Рационализм Рене Декарта ................................... 48
Проблема обоснования знания ................................ 48
Научный метод. Дедукция .................................... 51
Принципы познания природы .................................. 59
Мышление и протяжение. Дуализм субстанций .................. 63
III.Эмпиризм Джона Локка ....................................... 67
IV. Имматериализм Беркли и скептицизм Юма ...................... 76
Рекомендуемая литература ....................................... 88
РАЗДЕЛ 4. ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В «КРИТИКЕ ЧИСТОГО РАЗУМА» ИММАНУИЛА КАНТА ...... 89
I. Проблема обоснования научного знания ....................... 89
1.1 Образ науки в трудах Г. Галилея и И. Ньютона .......... 91
1.2 Противоречия «классического» образа науки ............. 98
II. «Коперниканская революция» Иммануила Канта ................ 114
2.1 Кант и математика .................................... 117
2.2 Кант и книга Природы ................................. 132
2.3 Кант и принципы научного познания .................... 163
Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы ............. 169
Примерные темы рефератов по истории и методологии науки ....... 170
Рекомендуемая литература ...................................... 172
РАЗДЕЛ 5. ГЕГЕЛЬ О СУЩНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И РОЛИ
ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ............................................ 174
I. Характеристика исходной позиции Гегеля .................... 174
II. Гегель об историческом процессе ........................... 177
2.1 Диалектика свободы и необходимости. История вопроса .. 177
2.2 Периодизация исторического процесса ................... 186
III.Гегель о роли личности в истории .......................... 192
3.1 Личность и общество ................................... 192
3.2 Герои и массы ......................................... 194
Рекомендуемая литература ...................................... 200
|
Пособие, составленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по курсу «История и философия науки», написано коллективом преподавателей кафедры философии НИЯУ МИФИ.
На примере философской программы Демокрита показаны античные «корни» многих принципов естествознания Нового времени - атомизма, детерминизма, материализма и т.д. Все они получили новое философское обоснование в трудах Ф.Бэкона с помощью метода элиминативной индукции. Однако дальнейшее развитие эмпиризма Д.Локком привело к парадоксу: была обнаружена (особенно в трудах Д.Юма) невозможность обоснования научного знания только на основе опыта. Поэтому основное внимание в пособии уделено рационалистическим системам обоснования знания: дедуктивному методу Р.Декарта, критическому трансцендентальному методу И. Канта и системе объективного диалектического идеализма Г.Гегеля (в области философии истории).
Предназначено для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского минимума по курсу «История и философия науки». |
|