Торосян В.Г. История и философия науки (М., 2014) - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаТоросян В.Г. История и философия науки. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 368 с. - (Учебник для вузов).
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН     Ч21-Т612  
Оглавление книги
Введение. Предмет истории и философии науки ..................... 3

Раздел I.  ИСТОРИЯ НАУКИ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ....... 5

Глава 1. Наука и общество ....................................... 5
Роль науки и техники в культурной истории человечества .......... 5
Самоценность науки .............................................. 6
Сила и слабость господства человека над природой ................ 7
Наука и техника: "двуликий Янус" ................................ 8
Проблемы этики науки  ........................................... 9
Наука и техника в условиях кризиса цивилизации ................. 11
От знания — к мудрости  ........................................ 13

Глава 2. Формирование философии науки и основные этапы ее
развития ....................................................... 15
Проблемы научного познания в истории философии и науки ......... 15
Позитивизм как философия науки ................................. 19
Постпозитивизм как реалистичная философия науки ................ 23
Отечественные исследования в области философии науки ........... 30

Глава 3. Природа научного познания. Наука в системе культуры ... 32
Внутренние и внешние факторы развития науки .................... 32
"Счастливые" и "несчастливые" случайности в истории науки ...... 37
Проблема "вписанности" в культуру .............................. 38
Традиции как эстафета .......................................... 39
Соотношение научной истины и заблуждения ....................... 41
Основания науки и их структура ................................. 42
Стиль мышления науки ........................................... 46

Раздел II.  ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ ................ 48

Глава 4. Наука в Древнем мире .................................. 48
Начало науки ................................................... 48
Наука Древнего Востока ......................................... 49
Античная натурфилософия  ....................................... 55

Глава 5. Наука Средневековья ................................... 63
Социокультурная характеристика Средних веков ................... 63
Отношение к античности  ........................................ 64
Теоцентризм как мировоззренческая и методологическая норма
средневекового мышления ........................................ 65
Отношение к науке .............................................. 67
Средневековая "книга природы" .................................. 67
Схоластика как метод средневекового мышления ................... 68
Проблема теодицеи и ее вклад в развитие научного мышления ...... 70
Концепция "двух истин" как компромисс между религией и наукой .. 71
Достижения средневековой науки и техники ....................... 72

Глава 6. Наука эпохи Возрождения ............................... 73
Социокультурная характеристики эпохи ........................... 73
Возрастание значения науки ..................................... 74
Гуманистическая убежденность в познавательных возможностях
человека ....................................................... 76
Особое место художника-творца .................................. 78
Пантеизм как путь к исследованию природы  ...................... 78
Противоречивая роль Реформации ................................. 79
Создание гелиоцентрической системы как величайшее достижение
науки в эпоху Возрождения ...................................... 80
Мировоззренческие и методологические следствия новой системы
мира (Бруно, Кеплер, Галилей) .................................. 82

Глава 7. Наука Нового времени и Просвещения .................... 86
"Знание — сила" и "Всем знать все обо всем" .................... 86
Формирование классического естествознания ...................... 88
"Республика ученых" ............................................ 92
Институциализация науки ........................................ 94
Ньютоновская механика как апогей классического естествознания .. 96
Оборотная сторона ньютоновской механики ........................ 99
Энциклопедизм  ................................................ 100
Развитие социальных наук ...................................... 102

Глава 8. Завершение классического естествознания и научная
революция конца XIX - начала XX в. ............................ 103
Социокультурная панорама XIX в ................................ 103
"Романтическая реакция" против механицизма и философский
   анализ его ограниченности .................................. 107
Великие открытия естествознания XIX в ......................... 111
Революция в естествознании конца XIX — начала XX в ............ 112
"Физический идеализм" как "болезнь роста" ..................... 117

Раздел III.  СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ..................... 121

Часть I. Философские проблемы современного естествознания ..... 121

Глава 9. Основные результаты неклассического и
постнеклассического естествознания ............................ 121
Превратности "необычайной эпохи" .............................. 121
Создание релятивистской космологии ............................ 122
Дальнейшее развитие и осмысление квантовой механики ........... 123
Принцип неопределенности и принцип дополнительности ........... 124
Основные принципы неклассического естествознания .............. 126
Соответствие и несоответствие между классическим и
неклассическим естествознанием ................................ 127
Разрешение парадоксов классического естествознания ............ 128
От неклассического к постнеклассическому естествознанию ....... 129

Глава 10. Методологические особенности современного
естествознания ................................................ 132
Конструкты современного естествознания, проблема их
наглядности и отношения к реальности  ......................... 132
Эмпирический и теоретический уровни познания .................. 134
Мировоззрение и методология в современном естествознании ...... 137

Глава 11. Ведущие концепции современного естествознания и их
вклад в общенаучную картину мира .............................. 138
Физика в XX и XXI вв .......................................... 138
   Наука как искусство, открытие как изобретение .............. 138
   Инварианты и симметрии, уловимые и неуловимые .............. 141
   Основные типы взаимодействий и задача создания единой
   теории поля ................................................ 142
   Постнеклассическое понятие "элементарности" ................ 143
   Разнообразие форм причинности .............................. 144
   Неслучайность случайностей в картине неравновесных
   процессов .................................................. 145
   "Порядок из Хаоса" ......................................... 147
Самоорганизующаяся Вселенная современной космологии и
космогонии .................................................... 149
   Особое место исследований Вселенной в культурной истории
   человечества ............................................... 149
   Особенности космологии как науки ........................... 150
   Модели и сценарии эволюции Вселенной ....................... 153
   Эволюция Вселенной как самоорганизация ..................... 156
   Антропный принцип, его мировоззренческое и
   методологическое значение .................................. 158
Самоорганизация в химических и биологических процессах.
Химико-биологические предпосылки и механизмы жизни ............ 162
   Особенности химии и ее концептуальные уровни ............... 162
   Диссипативные процессы как ключ к жизни  ................... 164
   Открытые и закрытые системы ................................ 166
   Механизмы происхождения и функционирования структур
   живого ..................................................... 168
   Жизнь как самоорганизация .................................. 171
   Характеристики жизни ....................................... 173
Проблемы экологии и экологического воспитания ................. 175
   Что такое экология? ........................................ 175
   Значение экологического баланса на Земле ................... 175
   "Живое вещество" ........................................... 178
   Человек в экологическом балансе планеты .................... 178
   Естественный отбор как результат взаимодействия со средой .. 180
   Синтетическая теория эволюции  ............................. 181
   "Этологический императив"  ................................. 183
   Роль игры в формировании личности .......................... 184
   Здоровый образ жизни и его составляющие .................... 185
   Земля как самоорганизующаяся система ....................... 186
   История человечества и космические циклы ................... 187
   Необходимость экоэтики и биоэтики .......................... 189
Сознание как природное и социокультурное явление  ............. 190
   Эволюция представлений о сознании .......................... 190
   Сознание как самоорганизация ............................... 191
   Холотропная модель сознания ................................ 195
   Квантово-механическая модель сознания  ..................... 196
   Подсознательное и бессознательное в структуре сознания ..... 198
   Искусственный интеллект как социальная проблема ............ 202

Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарного
познания ...................................................... 207

Понятие социально-гуманитарных наук и социально-
гуманитарного знания .......................................... 207

Глава 12. Формирование и развитие социальных и гуманитарных
наук .......................................................... 210
Формирование дисциплинарной структуры социально-
гуманитарного знания .......................................... 210
Классический этап в развитии социально-гуманитарного знания ... 212
Возникновение концепций культурно-исторических типов .......... 215
Науки о природе и науки о культуре  ........................... 220
Представления о социально-культурной истории в XX в ........... 223
Игровые концепции культуры  ................................... 233
Постмодернистский образ человека и культуры  .................. 235

Глава 13. Особенности социально-гуманитарного познания ........ 239
Законы природы и закономерности социально-культурной истории .. 239
Объект и предмет социально-гуманитарного познания ............. 240
Субъект социально-гуманитарного познания ...................... 242
Коммуникативные особенности социально-гуманитарного познания .. 243
Роль ценностей в социально-гуманитарной сфере ................. 246

Глава 14. Основные категории социально-гуманитарного
познания ...................................................... 251
Жизнь и смерть ................................................ 251
   Тема жизни в истории мировой культуры ...................... 252
   Возвращение жизни в европейскую философию  ................. 252
   Смерть как часть жизни ..................................... 258
Время, пространство, хронотоп  ................................ 260

Глава 15. Проблема истинности социально-гуманитарного знания .. 268
Истина и рациональность ....................................... 268
Объяснение, понимание, интерпретация .......................... 272
   Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках ..... 272
   Герменевтика как органон наук о духе ....................... 276
   Интерпретация как инструмент понимания и объяснения ........ 279
Вера, сомнение, знание ........................................ 283

Глава 16. Философские проблемы специальных социально-
гуманитарных наук ............................................. 288
Философские и методологические проблемы филологических наук ... 288
Философские проблемы психологической науки .................... 294
Философские проблемы исторической науки ....................... 298
Философские проблемы социологической науки .................... 300
Философско-методологические проблемы наук о государстве и
праве ......................................................... 304
Философские проблемы политических наук ........................ 308
Философско-методологические проблемы экономической науки ...... 310

Глава 17. Философские проблемы образования .................... 316
Педагогика и философия образования ............................ 316
Основные проблемы философии образования ....................... 317
   Проблема эффективности образования ......................... 317
   Соотношение общечеловеческого, национального и
   индивидуального в образовании и воспитании ................. 319
   Сущность национального образования  ........................ 320
   Актуальность концептуальных изменений в образовании ........ 322
Эволюция образования и педагогической мысли ................... 325
   Место образования в общественной жизни и общественной
   мысли ...................................................... 325
   Образование и воспитание в Древнем мире .................... 326
   Античная пайдейя ........................................... 329
   Средневековое образование и воспитание ..................... 331
   Образование эпохи Возрождения .............................. 333
   Просвещение ................................................ 335
   Европейское образование в XIX в. ........................... 338
   Зарубежное образование XX в. ............................... 340
   Образование в России ....................................... 341
   Советское образование и воспитание ......................... 347
Проблемы и перспективы современного образования ............... 349
   Образование на распутье .................................... 349
   Актуальность гуманизирующего образования и воспитания  ..... 351
   Образование как формирование личности ...................... 353

Заключение. Наука XXI в. и перспективы человечества ........... 358

В учебном пособии история и философия науки представлены в органичном единстве. История науки рассматривается во взаимодействии ее "внутренней логики" и комплекса социокультурных факторов. Прослежена эволюция научного мышления с древности до начала XXI в. Автор раскрывает методологические особенности естественных и социально-гуманитарных наук. Обосновывается необходимость анализа природы, общества, науки как сложных самоорганизующихся систем. Учебное пособие для послевузовского профессионального образования адресуется аспирантам и соискателям любых специальностей, молодым ученым и преподавателям.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:27:42 2019 Размер: 25,798 bytes.
Посещение N 2453 c 30.06.2015