Введение. О факторах формирования нового качества общества
в XXI веке ...................................................... 8
ГЛАВА I. Духовность - фундамент личности (психолого-
педагогические ориентиры для развития у учащихся способностей
самовыражения и самореализации в процессе изучения русского
языка и литературы в общеобразовательных школах с
многонациональным составом учащихся) ........................... 14
1.1 О приоритетности функции духовно-нравственного
воспитания подрастающего поколения в современных
условиях .................................................. 14
1.2 Специфика литературы как учебной дисциплины
в общеобразовательной школе ............................... 17
1.3 Речь и эмоции как средства самовыражения и
самореализации личности ................................... 19
1.4 Концептуальные положения разработки нового поколения
учебников по литературе для школ Узбекистана с русским
языком обучения в условиях многонационального состава
учащихся (на примере учебника-хрестоматии для 7 класса) ... 28
1.5 Основные виды деятельности, которые формируются
у учащихся 7 классов в процессе изучения литературы
(русской, узбекской, зарубежной) .......................... 38
1.6 Система работы над художественным текстом, ориентирующая
на развитие способностей самовыражения и самореализации
учащихся .................................................. 38
ГЛАВА II. Психолого-педагогические условия развития у
учащихся общеобразовательной школы способностей самовыражения
и самореализации в процессе творческой дизайнерской
деятельности ................................................... 56
2.1 Ключевые составляющие современной личности - способность
самовыражения и самореализации ............................ 56
2.2 Интеллект и интеллектуальная активность. Творческая
интеллектуальная деятельность ............................. 58
2.3 Некоторые подходы к интеллектуальному воспитанию
учащихся в современных условиях ........................... 62
2.4 Феномен творческих способностей и механизмы их
формирования .............................................. 68
2.5 О взаимодополняемости собственно мышления человека и
дизайнерского мышления .................................... 72
2.6 Труд - всему отец (о формировании элементов творческого
и дизайнерского мышления при выполнении трудовых
операций в дошкольном и начальном школьном образовании) ... 76
2.7 О взаимосвязанности использования метода проектов как
средства самовыражения и самореализации с установкой на
развитие дизайнерского мышления учащихся .................. 91
2.8 Инновационные технологии развития способностей
самовыражения и саморазвития дизайнерского творчества
учащихся общеобразовательной школы (на материале метода
проектов) ................................................. 98
Приложение. Творчество по законам красоты (Ручной труд как
средство формирования дизайнерского мышления,
эстетического вкуса и творчества учащихся. Из опыта
работы учительницы школы № 43 г.Ташкента Э.Р.Аблазовой) .. 107
ГЛАВА III. Технология педагогического процесса формирования
способностей самовыражения и самореализации у школьников в
процессе художественно-эстетического воспитания ............... 116
3.1 Технология формирования способностей самовыражения и
самореализации у школьников в процессе художественно-
эстетического воспитания ................................. 116
3.2 Влияние таланта на формирование самовыражения
и самореализации у обучающихся ........................... 130
ГЛАВА IV. Дидактические возможности развития у учащихся
образовательной школы способностей самовыражения н
самореализации в условиях развития дизайнерского творчества
в процессе обучения и воспитания .............................. 139
4.1 Дидактические возможности развития дизайнерского
творчества учащихся в процессе обучения и воспитания ..... 139
4.2 Теоретические и методические вопросы организации
художественно-конструкторской деятельности на уроках
труда .................................................... 140
4.3 Эксперимент - залог успеха в творчестве .................. 155
4.4 К проблеме развития дизайнерского творчества учащихся .... 163
4.5 Инновационные технологии формирования дизайнерского
творчества учащихся во внеклассной работе ................ 166
ГЛАВА V. Система формирования у учащихся интереса к
художественной литературе во взаимосвязи с изобразительным
искусством как фактор развития способностей самовыражения и
самореализации личности ....................................... 179
5.1 Разработка системы работы по теме исследования ........... 179
5.2 Алгоритмы логики художественно-аналитического восприятия
произведений изобразительного искусства - живописи,
графики (иллюстраций) .................................... 180
5.3 Произведения изобразительного искусства для
использования во взаимосвязи с учебным текстом и
художественной литературой ............................... 184
5.4 Варианты интересов (для выбора "своего") к
художественной литературе во взаимосвязи с
изобразительным искусством — по темам "А.С.Пушкин",
"М.Ю.Лермонтов, "Н.В.Гоголь" ............................. 187
5.5 Прикладной материал по формированию у школьников
интереса к литературе во взаимосвязи с изобразительным
искусством ............................................... 188
5.6 Прикладной материал по формированию у школьников
интереса к литературе - поэзии во взаимосвязи с
изобразительным искусством - живописью (пейзажной) ....... 207
5.7 Формирование у подростков интереса к литературе
и изобразительному искусству в их взаимосвязи по теме
"М.Ю.Лермонтов и изобразительное искусство" .............. 224
5.8 Лекции и беседы по циклу кружковых занятий: "Н.В.Гоголь
и изобразительное искусство", "Гоголь, его творческая
связь с современными художниками", "Критические статьи
Гоголя на значительные явления в художественном мире",
"Н.В.Гоголь и К.Брюллов" ................................. 228
ГЛАВА VI. Педагогические условии формирования у учащихся
толерантности в процессе создания условий для их
самовыражения и самореализации ................................ 243
6.1 Самовыражение и самореализация толерантной личности:
взгляд с позиций гуманизации образования ................. 243
6.2 Педагогические условия формирования потребности
учащихся в самовыражении и самореализации ................ 278
ГЛАВА VII. Границы применения теории и технологии
развивающего учебного взаимодействия (РУВ) .................... 285
ГЛАВА VIII. Формирование художественной у деятельности у
молодёжи на материале развития дизайнерского творчества ....... 299
8.1 Художественная деятельность как основа формирования
элементов дизайнерского мышления ......................... 299
8.2 Воспитательная функция дизайна, его культурная роль
в жизни общества ......................................... 322
8.3 Перспективы развития художественного творчества
молодёжи ................................................. 332
Заключение .................................................... 345
Глоссарий ..................................................... 358
|