| Сухарев О.С. Стратегия развития науки, образования, производства. - М.: URSS: Ленанд, 2014. - 148 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ч21-С911
| |
Введение ........................................................ 5
Глава 1. Ученость, ученые и образование: элементарные правила
и поведение ..................................................... 8
1.1 Ученые и Академия наук: реформирование организации и
индивидуальной научной культуры ............................ 9
1.2 Неэффективные и эффективные институты высшей школы
России в историческом контексте ........................... 18
Глава 2. Научные кадры и развитие науки ........................ 21
2.1 Академизм - каким он должен быть .......................... 22
2.2 Изменения в системе аттестации научных кадров ............. 26
2.3 Экономико-организационные барьеры распространения
научной информации ........................................ 32
Глава 3. Наука, образование, инновации ......................... 37
3.1 "Человеческий капитал" и порождаемые им проблемы .......... 37
3.2 Атакуйте проблемы, а не людей, выясняйте, что правильно,
а не кто не прав .......................................... 39
Глава 4. Экономическая наука России: состояние и перспектива ... 47
Глава 5. Реформа РАН: дисфункция управления? ................... 60
Глава 6. Преодоление дисфункции образования и науки ............ 67
6.1 Проблема дисфункции экономической системы ................. 67
6.2 Образование ............................................... 73
6.3 Фундаментальная наука и Российская академия наук .......... 83
6.4 Траектория восстановления управления и развития системой
образования и науки ....................................... 86
Глава 7. Приоритеты научно-технического развития и выбор
экономической политики ......................................... 92
7.1 "Новый" вид глобальной конкуренции в научно-технической
сфере ..................................................... 92
7.2 Выбор государственных приоритетов научно-технического
развития .................................................. 93
7.3 Экономическая наука и кризис .............................. 99
7.4 Истоки финансового кризиса ............................... 100
7.5 Соотношение между государственным и частным сектором ..... 102
7.6 Проблемы планирования бюджета ............................ 104
7.7 Организация налоговой системы ............................ 105
Глава 8. Инженеры в экономике и повышение качества трудовых
ресурсов ...................................................... 108
Глава 9. Индустриальная политика: стратегическая перспектива
России ........................................................ 118
9.1 Реструктуризация ......................................... 121
9.2 Деиндустриализация ....................................... 124
9.3 Реиндустриализация. Основные направления ................. 128
9.4 Условия развития технологий .............................. 132
9.5 Промышленность и высокие технологии: сотрудничество
Беларуси и России ........................................ 137
Заключение
Эффективные правила и стратегия развития ...................... 140
Приложение
Поправки к закону о реформировании Российской академии наук ... 144
|
В настоящей работе собраны и объединены единым замыслом статьи автора за период с 2006 по 2013 гг. Основная цель - показать функционирование системы образования и науки России, а также главные проблемы, особенно в институциональной плоскости, которые затрудняют развитие и возможности повышения качества этих важнейших общественных подсистем. Исследование качественных, поведенческих и институциональных проблем развития данных систем, которые присущи не только для России, но проявляются и в других странах мира, суммарно представляя общие трудности их функционирования, дает надежду на то, что они будут со временем разрешены. К тому же автор формирует основные задачи развития науки, образования, производства в свете задачи индустриализации экономики России на новой технологической основе, что имеет стратегическую перспективу.
Книга предназначена для научных работников, преподавателей, разработчиков промышленной (отраслевой) политики, представителей органов всех ветвей власти, студентов, аспирантов, а также всех, кто интересуется проблемами будущего России.
|
|