| Кравченко А.И. Формальная и научная логика: учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2014. - 335 с. - (Gaudeamus).
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ю4-К772
| |
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ И СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ ..................... 12
Предмет логики ................................................. 12
Чувственное познание ........................................... 17
Социальный контекст ............................................ 20
Рациональное познание .......................................... 23
Мышление ....................................................... 26
Логические законы мышления ..................................... 31
Формы научного мышления ........................................ 36
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ЛОГИКИ ........................................ 44
Древний Восток ................................................. 44
Античная Греция ................................................ 48
Средневековая Европа ........................................... 52
Новое время и современность .................................... 56
ГЛАВА 3. УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ ...................................... 64
Содержание и объем понятия ..................................... 64
Отношения между понятиями ...................................... 69
Логические операции с понятиями ................................ 72
От явления к сущности .......................................... 78
Типы понятий в социологии ...................................... 79
Концептуализация, конкретизация и операционализация ............ 85
Зависимые и независимые переменные ............................. 94
ГЛАВА 4. СУЖДЕНИЕ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................. 104
Структура и виды суждений ..................................... 104
Кванторы всеобщности и существования .......................... 110
Умозаключения и силлогизмы .................................... 117
Индуктивные умозаключения ..................................... 125
Пропозиции и пропозициональные функции ........................ 134
Методы познания: индукция и дедукция .......................... 138
ГЛАВА 5. ДОНАУЧНЫЕ ФОРМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ .............. 142
Общественное мнение и обыденное сознание ...................... 142
Здравый смысл и обыденное сознание ............................ 146
Здравый смысл и научное познание .............................. 151
Неустранимость здравого смысла ................................ 157
Приемы здравого смысла ........................................ 159
Социальная типологизация ...................................... 160
Социальная категоризация и стереотипы ......................... 163
Социальное ранжирование ....................................... 168
Анализ и разрушение повседневности ............................ 170
Ролевая и персональная реальность ............................. 174
Идолы социологического мышления ............................... 177
Социологическое воображение ................................... 181
Ценности и оценки ............................................. 185
ГЛАВА 6. ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИИ ............................. 190
Информация, знание, данные .................................... 190
Теоретическое и эмпирическое .................................. 194
Научное исследование .......................................... 198
Язык теоретических конструктов ................................ 203
Эмпирическая схема ............................................ 208
Эмпирические, научные и социальные факты ...................... 212
Эмпирические факты и социологические данные ................... 218
Истина и ложь ................................................. 219
Верификация и фальсификация ................................... 224
Неоднородность научной теории ................................. 229
ГААВА 7. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП ................. 233
Научная модель ................................................ 233
Теоретическая модель и ее примеры ............................. 236
Понятие идеального типа ....................................... 254
Методология идеальных типов ................................... 257
ГЛАВА 8. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА ..................................... 261
Роль и сущность гипотезы ...................................... 261
Разработка гипотез ............................................ 264
Количество гипотез ............................................ 267
Сфера действия, свойства и виды гипотезы ...................... 270
Истинность и проверка гипотез ................................. 274
Правила формулировки гипотез .................................. 276
ГЛАВА 9. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .............. 279
Общее представление о программе ............................... 279
Теоретико-методологическая часть программы .................... 284
Формулировка и обоснование проблемы исследования ........... 284
Цели и задачи исследования ................................. 292
Определение объекта и предмета исследования ................ 295
Логический анализ основных понятий ......................... 299
Теоретическая интерпретация ................................ 299
Выдвижение гипотез ......................................... 302
Эмпирическая интерпретация понятий ......................... 306
Методическая часть программы .................................. 308
Выборка .................................................... 309
Обоснование методов сбора эмпирических данных .............. 310
Методы сбора информации .................................... 310
Методы обработки и анализа данных .......................... 312
Организационный план исследования ............................. 314
Научный отчет ................................................. 316
Задания и упражнения .......................................... 318
Словарь ....................................................... 331
|
В учебном пособии рассмотрен комплекс понятий, относящихся к формальной и научной логике и методологии научного познания, в сфере их применения и развития в проблематике социологической отрасли знаний. Изложение сложных теоретических проблем носит нетрадиционный характер и максимально приближено к специфике научной деятельности начинающих социологов. В заключительной главе изложена методика выбора и реализации программы социологического исследования.
Пособие адресуется студентам, аспирантам и молодым специалистам в области социологии, а также всем читателям, интересующимся вопросами практического использования логических построений в различных видах научной деятельности.
|
|