| Мокий М.С. Методология научных исследований: учебник / М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий. - М.: Юрайт, 2014. - 255 с. - (Магистр).
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ч21-М749
| |
Предисловие ..................................................... 5
Глава 1. Логика, процедуры и уровни научного исследования ...... 10
1.1 Терминология научного исследования ........................ 11
1.2 Эмпирические уровень и процедуры научного исследования .... 23
1.3 Теоретический уровень научного исследования ............... 31
1.3.1 Проблема, гипотеза, концепция ...................... 31
1.3.2 Научная теория. Сущность, структура и функции ...... 37
Выводы ......................................................... 52
Контрольные вопросы и задания .................................. 53
Глава 2. Основные философско-методологические проблемы
научных исследований ........................................... 54
2.1 Понятие знания и познания ................................. 55
2.2 Мировоззрение как основа исследовательских процедур ....... 61
2.3 Понятие истины в научных исследованиях .................... 68
2.3.1 Проблемы установления истинности знаний ................. 69
2.3.2 Истина как "маркер" упорядоченности ..................... 73
2.4 Проблема демаркации, или Что такое наука? ................. 79
2.5 Основные философско-методологические концепции ............ 86
Логический эмпиризм ............................................ 86
Выводы ........................................................ 115
Контрольные вопросы и задания ................................. 116
Глава 3. Методологические проблемы научных исследований в
экономике ..................................................... 117
3.1 Методы научных исследований и особенности их применения
в экономической науке .................................... 117
3.2 Онтологическая проблема экономической науки .............. 141
3.3 Гносеологическая проблема экономических исследований ..... 163
Выводы ........................................................ 168
Контрольные вопросы и задания ................................. 168
Глава 4. Трансдисциплинарные методы в экономических
исследованиях ................................................. 170
4.1 Состояние и проблемы системного подхода .................. 170
4.2 Концепция трансдисциплинарной методологии ................ 188
4.2.1 Модель информационной единицы порядка ............. 195
4.2.2 Модель временной (темпоральной) единицы порядка ... 200
4.2.3 Модель пространственной единицы порядка ........... 212
4.2.4 Гармония и дисгармония временных и
информационных аспектов процесса развития ......... 216
Выводы ........................................................ 222
Контрольные вопросы и задания ................................. 223
Заключение .................................................... 224
Глоссарий ..................................................... 229
Примерная тематика рефератов по курсу "Методология научных
исследований" ................................................. 246
Рекомендуемая литература ...................................... 250
Приложение .................................................... 255
|
Учебник подготовлен на кафедре истории экономической науки Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова в рамках гранта "Развитие инновационных клиентоориентированных образовательных программ на основе когнитивных технологий и реинжиниринга вуза". Предназначен для студентов магистратуры и аспирантуры, прежде всего экономического профиля. Цель учебника — сформировать у начинающих исследователей ясное понимание того, с какими проблемами сталкиваются ученые, стараясь добыть новые знания. Однако рассматриваемые в учебнике методологические проблемы, процедуры и уровни научных исследований имеют общенаучный характер, поэтому ничто не мешает пользоваться учебником магистрам, студентам и аспирантам всех специальностей.
Содержание учебника соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям.
Для студентов аспирантуры и магистратуры учебных заведений экономического профиля, а также для обучающихся по другим специальностям. |
|