| Гришунин С.И. Модели и интуитивно-эвристические компоненты в развитии науки. - М.: Ленанд, 2014. - 374 с. | |
Введение ........................................................ 6
Глава 1. МОДЕЛИ И ИНТУИЦИЯ В КОНТЕКСТЕ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ ....... 13
1.1 Специфика моделей ......................................... 13
1.2 Творчество и интуиция в науке ............................. 23
1.3 Антиинтуитивизм и научное познание ........................ 44
1.4 Концепции интуиции в истории философии и психологии.
Современные концепции интуиции ............................ 58
1.5 Концепция творческой интуиции и внутренняя речь.
Вероятностный ориентировочный характер интуиции ........... 75
Глава 2. ТИПЫ ПРОБЛЕМ, РЕШАЕМЫХ ПРИ ПОМОЩИ ИНТУИЦИИ, И
ИНТУИТИВНО-ЭВРИСТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПОИСКА РЕШЕНИЙ ............. 96
2.1 Типы проблем, решаемых при помощи интуиции или
математических, формальных процедур ....................... 96
2.2 Эвристика и интуитивно-эвристические компоненты поиска
решений ................................................... 97
2.3 Методы активизации творчества и усовершенствования
интуитивного мышления .................................... 104
Глава 3. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ СЕРЕДИНЫ XIX -
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА ....................................... 141
3.1 Интуитивный компонент научного познания и кумулятивная
модель развития науки в первом позитивизме ............... 141
3.2 Эмпириокритицистская модель динамики науки ............... 155
3.3 Интуитивный компонент научного познания и
конвенционалистская модель динамики науки А. Пуанкаре .... 168
3.4 Конвенционализм и кумулятивизм в модели динамики науки
П. Дюгема ................................................ 174
3.5 Неопозитивистская модель развития науки .................. 182
Глава 4. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX
ВЕКА .......................................................... 194
4.1 Фальсификационизм и модель развития науки К. Поппера ..... 194
4.2 Утонченный фальсификационизм и модель развития науки
И. Лакатоса .............................................. 208
4.3 Интуитивный компонент и революционная модель развития
науки Т. Куна ............................................ 218
4.4 Интуиция, личностное знание и модель динамики науки
М. Полани ................................................ 229
4.5 Эволюционная модель развития науки С. Тулмина ............ 234
4.6 Тематические предпосылки и интуитивно-эвристические
компоненты в модели динамики науки Д. Холтона ............ 239
4.7 Модель влияния философии на развитие науки А. Койре ...... 247
4.8 Когнитивно-социологическая модель динамики науки
М. Малкея ................................................ 255
4.9 Анархистская модель развития науки П. Фейерабенда ........ 265
4.10 Модели развития познавательного аппарата в
генетической и эволюционной эпистемологиях ............... 273
Глава 5. МОДЕЛИ И ИНТУИТИВНО-ЭВРИСТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ В
НАУЧНОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ ....................................... 291
5.1 Научный прогноз и стадии его разработки .................. 291
5.2 Модели и интуитивно-эвристические компоненты в
поисковом прогнозировании ................................ 295
5.3 Моделирование и интуитивно-эвристические компоненты в
нормативном прогнозировании .............................. 314
Глава 6. НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ
И ТВОРЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ В ПРОГНОСТИКЕ И В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ...... 322
6.1 Нетрадиционная синергетическая методология и творческая
интуиция в прогностике ................................... 323
6.2 Модели и интуитивно-эвристические компоненты в
современном прогнозировании: альтернатива или
интеграция ............................................... 336
6.3 Субъективные модели и интуитивно-эвристические
компоненты в принятии решений ............................ 342
Заключение .................................................... 363
Литература .................................................... 366
|
В настоящем пособии рассматриваются основные модели развития науки, систематически излагается суть различных концепций творческой интуиции. В работе приводится критика антиинтуитивизма, дается новая модель творческой интуиции и анализируются методы активизации творческих способностей и усовершенствования интуитивного мышления. В книге также показано соотношение моделирования и интуитивно-эвристических компонентов в научном прогнозировании и принятии решений.
Учебное пособие рассчитано на аспирантов и соискателей ученой степени, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки и творчества. Книга может быть полезной для исследователей креативной проблематики, для интересующихся проблемами научного познания, прогнозирования, принятия решений, для студентов и аспирантов при изучении курсов «История и философия науки», «Теория познания», «Философия творчества». |
|