УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ............................................ 6
ВВЕДЕНИЕ ........................................................ 7
Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ ........................................................... 8
1 Объект, предмет и задачи педагогики .......................... 8
1.1 Высшее образование в современных социально-
экономических условиях .................................. 8
1.2 Происхождение педагогики как науки ..................... 18
1.3 Основные категории педагогики .......................... 25
1.4 Отрасли педагогики и ее связь с другими науками ........ 32
1.5 Содержание и структура педагогического исследования .... 36
1.6 Методы педагогического исследования .................... 39
1.7 История развития педагогической науки .................. 42
1.8 Проверьте себя ......................................... 42
2 ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ .............................. 47
2.1 Образование в общеметодологическом и общекультурном
мире ................................................... 47
2.2 Образовательное пространство, образовательная
система, образовательная среда ......................... 56
2.3 Цели, содержание, структура непрерывного образования,
единство образования и самообразования ................. 59
2.4 Система образования в России ........................... 67
2.5 Информационное образовательное пространство и
дистанционное образование .............................. 72
2.6 Мировые тенденции развития образования ................. 77
2.7 Проверьте себя ......................................... 81
Раздел II. ТЕОРИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ ................ 84
3.1 Общая характеристика целостного педагогического
процесса ............................................... 84
3.2 Движущие силы и закономерности педагогического
процесса ............................................... 90
3.2 Воспитание в педагогическом процессе ................... 93
3.4 Основные компоненты педагогического процесса ........... 95
3.5 Система показателей качества и эффективности
педагогического процесса ............................... 98
3.6 Проверьте себя ........................................ 110
4 ЦЕЛИ И ПРШЩИПЬ1 ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ................... 102
4.1 Понятие цели, общие цели воспитания и образования ..... 102
4.2 Иерархия целей воспитания и образования ............... 104
4.3 Таксономия целей обучения ............................. 107
4.1 Принципы педагогического процесса ..................... 110
4.5 Проверьте себя ........................................ 118
5 ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ................ 120
5.1 Образовательные системы и развитие личности ........... 120
5.2 Структура личности .................................... 130
5.3 Социальная зрелость личности .......................... 137
5.4 Мотивация учения и поведения личности ................. 138
5.5 Индивидуальный стиль учебной деятельности студента .... 140
5.6 Факторы, влияющие на развитие студента ................ 143
5.7 Проверьте себя ........................................ 145
6 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА ............. 148
6.1 Компоненты педагогической деятельности ................ 148
6.2 Профессионализм и мастерство педагога ................. 154
6.3 Педагогическая культура педагога ...................... 156
6.4 Индивидуальный стиль педагогической деятельности ...... 162
6.5 Инновационная деятельность педагога ................... 165
6.6 Проверьте себя ........................................ 168
7 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ..................................... 170
7.1 Требования к формированию содержания образования ...... 170
7.2 Построение содержания образования ..................... 173
7.3 Конкретизация содержания образования в учебной
литературе ............................................ 186
7.4 Средства информатизации образования ................... 196
7.5 Проверьте себя ........................................ 202
8 МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА ................................................... 206
8.1 Понятие и сущность методов педагогического процесса ... 206
8.2 Классификация методов обучения ........................ 208
8.3 Активные методы обучения .............................. 214
8.4 Средства педагогического процесса, их классификация ... 223
8.5 Организационные формы педагогического процесса, их
классификация ......................................... 229
8.6 Проверьте себя ........................................ 238
9 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В
СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...................... 240
9.1 Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения .......... 240
9.2 Проблемное обучение ................................... 243
9.3 Программированное обучение ............................ 246
9.4 Технология концентрированного обучения ................ 248
9.5 Контекстное обучение .................................. 249
9.6 Модульная технология обучения ......................... 250
9.7 Игровые технологии .................................... 256
9.8 Теория проектного обучения ............................ 259
9.9 Дистанционные технологии обучения ..................... 265
9.10 Проверьте себя ........................................ 276
10 ДИДАКТИКА - ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ-УЧЕНИЯ .............. 279
10.1 Объект, предмет и задачи дидактики .................... 279
10.2 Структура обучения .................................... 284
10.3 Педагогические ситуации и педагогические задачи ....... 289
10.4 Проверьте себя ........................................ 293
11 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ............................ 295
11.1 Системное описание обучения ........................... 295
11.2 Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия
педагога и студента ................................... 298
11.3 Статическая и динамическая составляющая модели
учения ................................................ 300
11.4 Модель преподавания ................................... 305
11.5 Дистанционное обучение ................................ 311
11.6 Проверьте себя ........................................ 317
12 ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ............................ 320
12.1 Контроль в обучении, его задачи и содержание .......... 320
12.2 Функции и виды педагогического контроля ............... 323
12.3 Методы и формы педагогического контроля ............... 326
12.4 Рейтинговый контроль знаний студентов ................. 332
12.5 Неуспеваемость студентов .............................. 333
12.6 Педагогические измерения .............................. 334
12.7 Моделирование педагогического теста ................... 339
12.8 Проверьте себя ........................................ 345
13 ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ..... 347
13.1 Самообразовательная деятельность, ее виды и уровни .... 347
13.2 Функции самообразовательной деятельности студентов .... 354
13.3 Условия успешности самообразовательной деятельности ... 357
13.4 Индивидуализация и активизация самообразовательной
деятельности .......................................... 358
13.5 Самообразование в процессе обучения ................... 362
13.6 Проверьте себя ........................................ 364
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................... 366
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ..................... 367
|