Введение ........................................................ 7
Глава первая
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЕДИНИЦ МЕТАДИСКУРСА .............. 15
Определение понятий "метадискурс" и "метадискурсивный
маркер" ........................................................ 15
Вопросы типологии вводных метадискурсивных маркеров ............ 32
Комментирующие vs. интеракциональные единицы
метадискурса ................................................ 33
Классы комментирующих маркеров: к разграничению
показателей языковой рефлексии .............................. 42
Общая схема классификации ................................... 48
Категориальный аппарат исследования ............................ 49
Понятия коммуникативной интенции и прагматической функции ... 49
Учет прагматического контекста .............................. 61
Принципы и максимы речевого общения ......................... 64
Речевые стратегии и тактики ................................. 69
Анализ функционирования метадискурсивных единиц в контексте
диалога ........................................................ 72
Глава вторая
КОММЕНТИРУЮЩИЕ МЕТАДИСКУРСИВНЫЕ МАРКЕРЫ В ФОКУСЕ
ПРАГМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ........................................ 76
Метаязыковые маркеры: актуализация проблемы выбора языковых
ресурсов ....................................................... 76
Сигнализация неполной адекватности вербализации ............. 80
Экспликация смягчения номинации ............................. 89
Указание на сознательный выбор „сильной" номинации .......... 96
Дистанцирование от словоупотребления ........................ 99
Актуализация прецедента ости ............................... 105
Метаречевые маркеры: антоинтерпретация речевого поведения ..... 110
Экспликация откровенности .................................. 111
Акцентирование на доверительности .......................... 123
Указание на смену речевой „тональности" .................... 127
Уточнение подхода говорящего к объему сообщаемой
информации ................................................. 129
Метатекстовые маркеры: экспликация процедур развертывания
текста ........................................................ 134
Сигнализация перехода к новой теме ......................... 137
Обоснование производимых текстовых трансформаций ........... 141
Заключение .................................................... 149
Библиография .................................................. 155
Метадискурсните единици в руския език. Функционално-
прагматичен аспект (Резюме) ................................... 171
Metadiscourse Units in Russian. A Functional-Pragmatic
Perspective (Summary) ......................................... 177
|