| Резник С.Д. Аспиранты России: отбор, подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности / С.Д. Резник, С.Н. Макарова, Е.С. Джевицкая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 235 с. - (Научная мысль. Образование). | |
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ ........................................................ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТБОРА, ФОРМИРОВАНИЯ И АТТЕСТАЦИИ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ....... 10
1.1 Система послевузовской подготовки научно-
педагогических кадров в России ......................... 10
1.2 Нормативно-правовое регулирование формирования и
подготовки научно-педагогических кадров высших
учебных заведений ...................................... 20
1.3 Аттестация научных и научно-педагогических кадров в
России: динамика показателей подготовки молодых
ученых ................................................. 24
1.4 Концептуальные основы отбора аспирантов и подготовки
аспирантского корпуса к научно-педагогической
деятельности ........................................... 33
2 СИСТЕМА ОТБОРА СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В
АСПИРАНТУРУ ................................................. 45
2.1 Ориентация студенческой элиты на научно-
педагогическую деятельность ............................ 46
2.2 Организация учебного процесса в вузе с ориентацией
студентов на научно-педагогическую деятельность ........ 48
2.3 Содержание научно-исследовательской деятельности
студентов .............................................. 50
3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АСПИРАНТУРЫ ВУЗА И ОЦЕНКА ЕЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ............................................... 56
3.1 Аспирантура как основа системы формирования научно-
педагогических кадров в вузе ........................... 56
3.2 Эффективность функционирования аспирантуры ............. 58
4 ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АСПИРАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ......................... 64
4.1 Условия и содержание деятельности аспирантов ........... 64
4.2 Подготовка аспирантов к педагогической деятельности .... 71
4.3 Подготовка аспирантов к работе на кафедре .............. 77
5 НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО АСПИРАНТАМИ ............................. 80
5.1 Роль научного руководства аспирантами в обеспечении
качества подготовки молодых ученых ..................... 87
5.2 Характер и содержание деятельности научного
руководителя аспиранта ................................. 92
5.3 Моделирование качеств и компетенций научного
руководителя аспирантов ............................... 102
6 ОПЫТ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТСКОГО КОРПУСА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ ... 116
6.1 Состав и содержание деятельности аспирантов высших
учебных заведений с учетом факторов, оказавших
влияние на решение поступить в аспирантуру ............ 116
6.2 Ключевые факторы, влияющие на эффективность системы
формирования научно-педагогических кадров в высшем
учебном заведении ..................................... 120
6.3 Состав и содержание деятельности научных
руководителей аспирантов вузов ........................ 126
6.4 Результаты опроса экспертов по проблеме повышения
эффективности системы формирования научно-
педагогических кадров в вузе .......................... 141
7 ПУТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
АСПИРАНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ .............................. 153
7.1 Модель управления системой формирования научно-
педагогических кадров в высшем учебном заведении ...... 153
7.2 Внутривузовские технологии аттестации аспирантов
высших учебных заведений .............................. 160
7.3 Технологии организации деятельности аспиранта
высшего учебного заведения ............................ 174
7.4 Научно-методическое и нормативно-правовое
обеспечение системы отбора и подготовки аспирантов
высшего учебного заведения ............................ 197
7.5 Методические положения по оценке эффективности
системы формирования научно-педагогических кадров в
высшем учебном заведении .............................. 200
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................... 214
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...................................... 221
|
Рассмотрены система послевузовской подготовки научно-педагогических кадров, нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение системы формирования и подготовки аспирантов высших учебных заведений. Особое внимание уделено отбору студентов высших учебных заведений в аспирантуру и организации научно-педагогической деятельности аспирантов. Освещены вопросы организации работы аспирантуры вуза, оценки ее эффективности. Представлены результаты мониторинга состава и деятельности аспирантов высших учебных заведений, научных руководителей аспирантов вузов, а также результаты опроса экспертов по проблеме повышения эффективности системы формирования научно-педагогических кадров. Значительное внимание уделено механизмам интенсификации и повышению качества обучения аспирантов российских вузов.
Для аспирантов, их научных руководителей, а также для всех, кто интересуется вопросами диссертационного менеджмента |
|