ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................... 3
I. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИ ........................................ 10
1 Определение области исследования ............................ 10
(исследование; внимание; изучение; информация;
направление; путь)
2 Зарождение идеи ............................................. 12
(идея; мысль; замысел; знание)
3 Презентация объекта и предмета исследования ................. 13
(презентация объекта; условная квалификация объекта;
квалификация объекта по функции; квалификация объекта
как системы; наличие предмета; демонстрация предмета;
структура предмета)
4 Постановка проблемы ......................................... 15
(проблема; вопрос; цель; задача)
5 Выдвижение гипотезы ......................................... 18
(гипотеза)
6 Материал и методы исследования .............................. 18
(материал; метод; выбор способа решения: наблюдения,
анализ)
7 Поиск аргументов ............................................ 20
(порядок следования мысли; факт; эксперимент)
8 Создание концепции .......................................... 21
(концепция; теория; закон)
9 Формулировка выводов ........................................ 22
(вывод; результат)
II. КАТЕГОРИИ ТЕКСТА ........................................... 23
1 Логичность речи ............................................. 24
(понятие; категория; свойства; признак; случай;
характеристика предмета: по составу и включенности в
состав / исключенности из состава, по устойчивости —
изменению / развитию; логико-семантические отношения:
"основания-следствия", иллюстративные, обобщения,
модальности возможности / необходимости; сравнение и
сопоставление объектов; описание условия исследования;
описание противоречий и путей их преодоления; причинно-
следственные связи; связи; условие; компоненты; элементы;
данные; закономерности; дефиниция; классификация;
особенность; принцип; совокупность)
2 Рациональная оценка ......................................... 30
(общая оценка исследования: вклад, труд, роль, значение,
влияние, интерес, место, уровень, признак, внимание,
описание; оценка проблемы; количественная оценка; оценка
анализа; оценка подхода; оценка материала; оценка вывода
(результата); оценка личности автора)
3 Диалогичность научной речи .................................. 34
(согласие с автором; частичное согласие с автором;
согласие с автором при условии; несогласие с автором;
частичное несогласие с автором; несогласие с трактовкой
понятия; несогласие как совет, пожелание; несогласие как
констатация спорных моментов; несогласие как возражение и
упрек; несогласие как смягчение категоричности; несогласие
как недоумение, удивление и досада; авторизация мысли;
авторизация чужой мысли; неавторизованные формы изложения)
4 Связность речи .............................................. 42
4.1 Композиционный аспект .................................. 42
("трафаретный" зачин; активизация мысли; логическое
выделение мысли; связь с вышесказанным; связь
с последующим; порядок изложения; указание на итог,
обобщение)
4.2 Конструкции связи ...................................... 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
III. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОФОРМЛЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО НАУЧНОГО
ТЕКСТА ......................................................... 55
1 Образцы клишированных аннотаций ............................. 56
2 Модель реферата научной статьи .............................. 57
3 Список конструкций для реферативного изложения .............. 60
4 Типовой план для написания рецензии и отзывов ............... 61
5 Композиция и языковое оформление рецензии ................... 62
6 Список глаголов, употребляющихся при аннотировании,
реферировании и рецензировании .............................. 64
7 Список оценочных конструкций ................................ 66
8 Схемы построения вводной и заключительной части научного
произведения (автореферата, дипломной работы, проблемной
статьи и т.п.) .............................................. 67
ЛИТЕРАТУРА ..................................................... 69
CIMCOK ЦИТИРУЕМЫХ ТЕКСТОВ ...................................... 70
|