| Научная политика: глобальный контекст и российская практика. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. - 308 с. | |
Введение ........................................................ 6
Глава 1. Государство и наука: мировая практика и тенденции
взаимодействия
1.1. Глобальный контекст и условия взаимодействия ............ 24
1.2. Цель и ракурс анализа ................................... 31
1.3. Мейнстрим: научная политика развитых стран .............. 39
1.4. Инициативы новых индустриальных стран ................... 50
Мотивация и условия реализации ............................... 50
Лучшие практики .............................................. 55
1.5. Стратегия "догоняющего" развития: уроки для России ...... 64
Глава 2. Стимулирование развития науки и инноваций за рубежом
2.1. Стратегии и ключевые направления ........................ 69
2.2. Основные мероприятия и инструменты ...................... 78
Выбор приоритетных направлений .......................... 79
Институциональные преобразования ........................ 83
Рост государственных расходов на ИР ..................... 85
Реформы системы управления государственным сектором науки 87
Развитие кооперации между государственным сектором
науки, университетами и промышленностью ................. 89
Оценивание качества и результативности научных
исследований ............................................ 92
Прямая государственная поддержка инновационной
активности компаний ..................................... 95
Налоговое стимулирование научно-технической
и инновационной деятельности ............................ 97
Оптимизация механизмов финансирования инновационной
деятельности на ранних стадиях ......................... 100
Политика в отношении малых инновационных фирм .......... 101
Государственно-частное партнерство ..................... 104
Политика развития региональных инновационных кластеров . 105
Глобальная интеграция НИС .............................. 107
Глава 3. Наука и научная политика России в 1990-2007 гг.
3.1. Показатели и новации 1990-х гг. ........................ 111
3.2. Тенденции 2000-2007 гг. ................................ 120
3.3. Перспективная модель научной политики: докризисная
конструкция ................................................. 143
3.4. Факторы формирования и итоги докризисной
научной политики ............................................ 146
Глава 4. Научная политика в восприятии ученых
4.1. Контекст анализа ....................................... 160
4.2. Оценки эффективности и перспектив научной политики ..... 167
Ситуация в науке ....................................... 167
Основные проблемы развития науки ....................... 173
Мобильность научных кадров ............................. 177
Направления научной политики ........................... 180
Эффективность мероприятий научной политики ............. 182
Возможности и перспективы научной деятельности ......... 190
Уровень информированности ученых в области научной
политики ............................................... 191
Глава 5. Новые контуры государственных инициатив
5.1. Вектор совершенствования научной политики:
до и после кризиса .......................................... 195
5.2. Центры превосходства ................................... 200
Мировая практика ....................................... 200
Перспективы для России ................................. 213
5.3. Оценивание деятельности научных организаций ............ 219
5.4. Реформа государственного сектора науки:
новые акценты ............................................... 222
Создание автономных учреждений ......................... 225
Интеграция науки, образования и бизнеса ................ 229
5.5. Стимулирование инновационной активности предприятий .... 231
Заключение .................................................... 238
Приложения
Приложение 1. Оценивание научных организаций:
опыт Германии ............................................... 242
Субъекты, цели и формы оценивания ...................... 242
Критерии оценивания .................................... 243
Опыт оценивания при реструктуризации
Научного общества им. Г.В. Лейбница .................... 245
Приложение 2. Российский опыт формирования центров
превосходства в сфере науки ................................. 250
Условия создания ....................................... 250
Государственные научные центры ......................... 252
Федеральные центры науки и высоких технологий .......... 259
Национальные исследовательские центры .................. 265
Перспективы развития системообразующих институтов
российской науки ....................................... 272
Приложение 3. Анкета обследования (фрагмент):
раздел "Состояние науки и государственная
научно-техническая политика" ............................... 283
Библиография .................................................. 292
|
Монография посвящена анализу, обобщению и критическому осмыслению практики формирования и реализации политики России в сфере науки до начала мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Исследование проводилось с учетом актуальных примеров взаимодействия государства и науки за рубежом, что позволило оценить целесообразность их «экспорта« и адаптации к условиям России.
Монография подготовлена по итогам работ, выполненных Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики« в рамках Программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики.
Для представителей законодательной и исполнительной власти, научного и бизнес-сообществ, преподавателей, студентов и аспирантов вузов социально-экономического и гуманитарного профиля, а также российских и зарубежных исследователей.
|
|