| Шимукович П.Н. Информационный метод творчества: информация, язык и семиотика на службе инноваций. - М.: URSS, 2012. - 492 с. | |
Введение ........................................................ 6
1. Основное содержание информационного метода творчества ....... 14
1.1. Основания метода .......................................... 14
1.2. Алгоритм метода ........................................... 40
1.3. Пример применения метода .................................. 43
2. Что такое информация? ....................................... 50
2.1. Место информации в окружающей действительности ............ 50
2.2. Концепции информации ...................................... 56
2.3. Атрибутивный и функциональный подходы к информации ........ 58
2.4. Внутренняя и внешняя информация ........................... 62
2.5. Информация и энтропия ..................................... 70
2.6. Определение информации .................................... 73
3. Понятия, связанные с информацией ............................ 79
3.1. Информационный подход ..................................... 79
3.2. Информационное описание ................................... 83
3.3. Информационные законы и принципы .......................... 85
3.3.1. Информационный закон по В.А. Абрамову ................... 85
3.3.2. Информационные законы по Г. Апояну ...................... 85
3.3.3. Информационные законы по Н.Г. Гладких ................... 86
3.3.4. Информационные законы по И.М. Гуревичу .................. 94
3.3.5. Информационные законы по В.Б. Гухману ................... 96
3.3.6. Информационные законы по А.И. Демину .................... 98
3.3.7. Информационный принцип по В.В. Дружинину
и Д.С. Конторову ....................................... 100
3.3.8. Информационные принципы по Э.Х. Лийву .................. 100
3.3.9. Информационные законы по И.Ю. Нежданову ................ 103
3.3.10. Информационные принципы по Н.М. Соломатину ............ 104
3.3.11. Информационный закон по П.Ю. Черносвитову ............. 107
3.3.12. Информационные законы по И.И. Юзвишину ................ 108
3.3.13. О законах строения внутренней информации .............. 109
3.4. Информационное взаимодействие ............................ 118
3.4.1. Общие представления об информационном взаимодействии ... 118
3.4.2. Субъект в информационном взаимодействии ................ 124
3.5. Информационный процесс ................................... 131
3.6. Информационный поток ..................................... 142
3.7. Информационный объект .................................... 151
3.8. Информационное моделирование ............................. 153
4. Что такое творчество? ...................................... 160
4.1. Развитие представлений о творчестве ...................... 160
4.2. Когнитивный процесс и творческий акт ..................... 169
4.3. Мышление в структуре творческой деятельности ............. 177
4.4. Воображение в структуре творческой деятельности .......... 197
4.5. Мышление и речь .......................................... 206
4.6. Рефлексия в структуре творческой деятельности ............ 219
4.6.1. Общие сведения ......................................... 219
4.6.2. Рефлексия в речемыслительной деятельности.
Модель З.Я. Кармановой ................................. 227
5. Семиотика и информационный метод творчества ................ 241
5.1. Общие сведения ........................................... 241
5.2. Имя и содержание знака ................................... 251
5.3. Содержание денотата ...................................... 255
5.4. Содержание концепта ...................................... 259
5.5. Классификация знаков ..................................... 270
5.6. Знаковая система ......................................... 276
5.7. Сигнал как средство взаимодействия знаков ................ 288
5.8. Сообщение ................................................ 295
6. Модели порождения речи ..................................... 299
6.1. Слово в структуре языка .................................. 300
6.2. Предложение в структуре языка ............................ 306
6.3. Текст и язык ............................................. 316
6.4. Синтаксис в структуре языка .............................. 319
6.5. Трансформационные грамматики ............................. 329
6.6. Модель порождения речи Е.С. Кубряковой ................... 334
6.6.1. Общее описание модели .................................. 334
6.6.2. Внутренняя речь в составе модели ....................... 340
6.6.3. Смысл в составе модели ................................. 346
7. Как создается новое? ....................................... 366
7.1. Варианты постановок задач синтеза ........................ 371
7.2. Подготовительный этап синтеза ............................ 381
7.2.1. Структурный анализ ..................................... 381
7.2.2. Декомпозиция ........................................... 385
7.3. Подходы к выполнению синтеза ............................. 390
Заключение .................................................... 474
Список литературы ............................................. 475
|
Настоящая книга посвящена информационному методу творчества — новому методу создания оригинальных, прорывных решений как в технике, так и в других сферах человеческой деятельности. Метод базируется на категории «информация« - основе современного информационного мира. В этой связи разработка метода соответствует нынешнему состоянию общества, потребностям современных, рационально мыслящих в информационных понятиях людей.
К важнейшим особенностям метода, предопределенным спецификой информации, относятся: включенность человека в ход творческого процесса (работа со смыслом информации, выделение синтаксической и семантической ветвей творческого процесса позволяют устранить известные недостатки существующих методов, ориентированных на осуществление преобразований материи или энергии); придание словесно-логическому мышлению статуса ведущего в генерировании идей; приспособленность к осуществлению синтеза новых и совершенствованию существующих систем; объектно-ориентированный подход к описанию задач; формализация процесса мыслительной деятельности при поиске решения и другие.
Книга имеет преимущественно практическую направленность и может быть полезна всем, кто хочет преобразовать свою жизнь, работу, учебу из рутинной в творческую, кто хочет научиться превращать собственное индивидуальное видение мира в оригинальные решения.
|
|