A.A. Лазаревич. На перекрестке судеб белорусской философии ..... 12
1. Философия в системе интеллектуальной культуры современного
общества ................................................... 18
1.1 Статус и функции философского знания в современной
культуре ................................................... 18
B.И. Чуешов. Философ и философия как открытые проекты .......... 18
Б.М. Лепешко. Дефицит философии и философского знания .......... 21
Анджэй Гаральскі. Заахвочваючы да філасофіі, заахвочваем да
творчасці ...................................................... 23
Я.С. Яскевич. Междисциплинарный статус современных социально-
гуманитарных технологий ........................................ 25
М.А. Дидык. Регион "Философия" в культуре: перед вызовом
междисциплинарности ............................................ 28
М.Ф. Печенко. Философия в ценностном измерении: попытка
обоснования статуса ............................................ 31
В.Н. Калмыков. Роль философии в развитии ориентации на
практический гуманизм .......................................... 33
В.Ф. Мартынов. Статус философского знания в динамике
информационного общества ....................................... 35
Ю.В. Каркин. Статус и роль философии в истории культуры ........ 38
Ю.B. Каркин, П.А. Афанасьев, Е.И. Грицко. Культурно-
исторические факторы генезиса философского мышления ............ 40
Т.В. Медведок. О статусе современного философского знания ...... 41
Л.А. Зеленов, A.A. Владимиров. Функции философии в современном
обществе ....................................................... 42
B.А. Самкова. Философия как способ постижения динамики
современного мира .............................................. 44
А.И. Сытник. Философия между наукой и религией ................. 46
C.К. Носов. Роль философских наук в формировании научного
мировоззрения и религиозной культуры ........................... 48
М.З. Изотов. Значение философии в формировании человеческого
капитала ....................................................... 50
З.Н. Сарсенбаева. Роль философии в развитии человеческого
капитала ....................................................... 52
1.2 Онтология и методология научного познания -
фундаментальная основа интеллектуальной культуры ........... 54
A.Д. Урсул, Т.А. Урсул. Ноосферный тип рациональности:
понятие и перспективы становления .............................. 54
Т.М. Тузова. Обоснование объективности социогуманитарного
познания как задача философской рефлексии ...................... 56
Ф.А. Тихомирова. "Науки о природе" и "науки о культуре":
системный взгляд ............................................... 58
B.Л. Акулов. О научном статусе материалистической диалектики ... 60
В.В. Цепкало, В.П. Старжинский. Конструктивная методология:
от фундаментального естествознания и инженерии к паркам
высоких технологий ............................................. 62
И.H. Сидоренко. Конструктивизм и феноменологическая концепция
опыта .......................................................... 65
И.Л. Васильева, В.К. Лукашевич. Интенциональная модель
организации метатеоретического знания в современном системном
проектировании ................................................. 67
В.Ф. Берков. Представление объекта и предмета научного
исследования в структуре деятельностной методологической
концепции ...................................................... 69
А.Н. Шуман. На пути к синтетической теории рациональности,
соединяющей методологический, политэкономический и
социологический анализ ......................................... 70
О.В. Мащитько. Проблема мифологизации и формирование
постклассической рациональности в современной философии ........ 73
A.B. Туркулец. Предметное поле рационики ....................... 75
O.A. Дольская. Формирование новой техники мышления ............. 77
O.A. Гордеева. Стиль мышления в структуре научного познания .... 79
С.Ю. Шалова. О перспективах междисциплинарного подхода к
исследованию научного творчества ............................... 81
B.Л. Петрушак. Онтологическое триединство сущего как
организационный принцип относительной стабильности бытия ....... 83
А.Н. Спасков. Проблема первоначала в философии и физике ........ 85
Т.П. Лолаев. Философское, естественнонаучное и
экспериментальное обоснование объективного существования
времени ........................................................ 89
М.Р. Хамзина. Предпосылочный контекст познания современной
философии науки ................................................ 91
A.A. Спектор. Социокультурная роль фундаментальной науки в
историческом контексте ......................................... 92
А.Н. Бардушко. Эпистемологический статус науки в эпоху
глобализации ................................................... 94
М.В. Анцыповіч. Філасофскае тлумачэнне матэматыкі .............. 96
М.Р. Дисъко-Шуман. Экспликация научной аргументации в
неориторике .................................................... 99
М.А. Тарахтей. Вопрос как показатель знания ................... 101
Ф.А. Тйхомірова. Інтеграція та дйференціація наукового
знания як чинники наукових революцій у постнекласичній
науці ......................................................... 104
1.3 Образовательно-воспитательная система в контексте
предпосылок интеллектуальной культуры ..................... 105
Войцех Сломский. Философия - воспитание для будущего .......... 105
A.И. Лойко. Личностный потенциал человеческого капитала ....... 106
Д.В. Ермоловым. Стоимость, себестоимость и человеческий
капитал ....................................................... 108
И.И. Акинчиц. Мировоззренческий фактор образовательного
процесса ...................................................... 110
C.А. Данилевич. Образовательный аспект мировоззренческого
диалога ....................................................... 112
О.В. Дьяченко. Религиозный компонент в системе образования .... 114
Р.Н. Шматков. Экономика и аксиология качества высшего
образования в современный период .............................. 116
B.П. Шалаев. Университеты как фактор национальной
безопасности и устойчивого развития в условиях глобальной ..... 118
Magdalena Czajka. Szkolnictwo wyższe w Polsce w 2011 roku ..... 120
M.H. Шматков. К вопросу о методологической функции философии
образования в условиях его информатизации ..................... 122
М.Т. Авсиевич. Философско-педагогические взгляды
Д.И. Менделеева ............................................... 124
L.S. Ogorodnyk, I.V. Ryzhenko. Humanism and Humanitarianism
of Medical Education .......................................... 126
О.В. Забирова. Парламентские дебаты как способ формирования
гражданской активности молодежи ............................... 127
H.A. Бочарникова. Профессиональная ориентация школьников с
ограниченными возможностями ................................... 129
1.4 Философские проблемы постиндустриальной трансформации
и инновационных преобразований общества ................... 132
Е.М. Бабосов. Интеллектуальная культура - альфа и омега
инновационной системы ......................................... 132
Ильхам Мамед-Заде, Земфира Мамед-Заде. О модернизации и
некоторых проблемах науки ..................................... 139
А.И. Левко. Проблема знания в мировой интеллектуальной
культуре и определении национальной политики инновационного
развития страны ............................................... 142
Э.М. Сороко. Инновационное разнообразие в освоении гармонии
и меры как императив современной культуры ..................... 149
Л.А. Сосновский. О возможности построения общей теории
эволюции систем ............................................... 152
В.М. Крюков. Интеллектуально-методологическая переориентация
мышления и деятельности на пути к обществу знания ............. 157
В.В. Позняков. Инновационная восприимчивость руководителя
как фактор развития ........................................... 160
В.Н. Соколъчик. Системный подход в управлении как реализация
стиля мышления постиндустриальной эпохи ....................... 162
И.Н. Браницкая. Риски как особенность инновационного пути
развития ...................................................... 164
1.5 Становление информационного общества: методологические
и ценностные ориентиры .................................... 166
Д.И. Широканов. Сетевые трансформации в структуре социальной
динамики ...................................................... 166
Ю.В. Никулина. Философско-методологические основания
исследований информационного общества ......................... 167
О.П. Пунченко. Социально-философские аспекты защиты
информации .................................................... 170
М.А. Дедюлина. Hi-Tech и среда обитания ....................... 173
Е.А. Жукова. Hi-Tech и трансформации современной науки:
проблема взаимосвязи .......................................... 175
К.В. Челышева. Феномен медиареальности: проблемы
междисциплинарного дискурса ................................... 177
Т.М. Смоликова. Медиакультура и философия электронного
общества ...................................................... 180
Л.С. Яковлев. Статусные риски процессов конфигурирования
информационного пространства .................................. 182
И.А. Шебанова. Тенденции и вызовы информационного общества в
Республике Беларусь ........................................... 184
Т.А. Капитонова. К вопросу о человекомерности современных
информационных технологий ..................................... 186
И.В. Купряшкин. Миф постиндустриального общества и марксизм ... 188
Н.В. Михайлова. Философско-концептуальный уровень
структурного проектирования новых компьютерных систем ......... 190
1.6 Философское образование в восточноевропейском регионе:
актуальные проблемы развития .............................. 192
М.И. Вишневский. Актуальность философии и проблемы
философского образования ...................................... 192
В.К. Лукашевич. Философское знание как системная рефлексия в
современной интеллектуальной культуре: креативный и
образовательный аспекты ....................................... 195
М.В. Колинько. Философия в системе современного образования ... 198
С.М. Кускова. Роль философии в современном гуманитарном
образовании ................................................... 199
В.Н. Варич. О роли философии в высшем образовании ............. 201
Т.В. Островская. Философия и образование: интеллектуальное
взаимодействие на пути формирования нации ..................... 203
Н.Ф. Свобода, О.В. Фадеева. В поиске смысла учебного курса
"Философия" ................................................... 205
O.K. Шевченко. Инновационные методы преподавания базового
курса "Философия" ............................................. 207
A.Т. Павлова. Развитие самостоятельности мышления студентов
в курсе философии ............................................. 209
С.В. Хамутовская. Роль философии в развитии познания и
практики молодого специалиста ................................. 211
B.А. Еровенко, В.О. Савчак. "Искушение математикой
международного права", или философия образования как
трехкомпонентное искусство преподавания ....................... 213
И.П. Мамыкин. Миниатюрные тексты (афоризмы) в изучении
философии ..................................................... 215
2 Современный мир в зеркале социально-философской
рефлексии ................................................. 217
2.1 Философия человека и общества в поисках ответов на
глобальные вызовы современности ........................... 217
О.В. Нечипоренко. Динамика цивилизационных процессов в
парадигме глобалистики ........................................ 217
B.C. Мартьянов. Глобальный Модерн: от капитализма к
мирополитике .................................................. 219
O.A. Музыка, М.В. Чаленко. Стратегии социально-философского
осмысления глобализационной проблематики в
постнеклассической науке ...................................... 221
Е.С Лученкова. Критерии устойчивого развития в
глобализирующемся мире: социально-философский аспект
проблемы ...................................................... 223
О.Г. Шаврова. Культурная традиция как фактор глобальной
социодинамики ................................................. 225
С.О. Мазур. Христианство в рамках процессов глобализации
современного общества ......................................... 227
Г.А. Круглова. Философское осмысление концепций
"христианской глобалистики" ................................... 229
С.А. Голубева. Перспективы национального государства в
условиях глобализации современного мира ....................... 232
P.C. Лаво, C.A. Морозов. Глобализация и риск межрегиональных
конфликтов .................................................... 234
П.Ф. Дик. Взаимодействие этноконфессиональных общностей как
способ конструктивного бытия социума .......................... 235
И.Д. Денисенко. Концепт "глобальные риски современности":
проблемы экспликации .......................................... 237
С.В. Голубев. Об одном "глобальном риске" современности ....... 240
A.Л. Данилюк. Риски глобализации: между политической теорией
и практикой ................................................... 242
B.Й. Огородник, И.С Огородник. Неоколониализм - рожденный
глобализацией ................................................. 243
Е.У. Байдаров. Казахстанская гуманитаристика в разработке
проблем глобализации .......................................... 245
В.И. Роговая. Кризис культуры и современное положение
человека ...................................................... 250
Л.С. Соловьeва. Человек и его свобода в контексте
глобализационных трансформаций ................................ 252
Ю.В. Аленькова. Философская антропология в современной
гуманитарной культуре ......................................... 254
А. Jamalzadeh, F. Amiri, Е. Ghorban Mohammadi. Verity of Man
in Humanism, Existentialism and Islam ......................... 256
Т.Н. Буйко. Человеческая телесность в глобализирующемся
мире: достижения постклассической философии и практика
физического воспитания ........................................ 259
Л.А. Сосновский, A.A. Лазаревич, В.В. Комиссаров,
Е.С. Головина. Об анализе качества жизни и управлении
развитием человеческого потенциала с позиций фундаментальной
концепции L-риска ............................................. 261
H.A. Лазаревич. Экзистенциальное измерение критичности
человеческого бытия ........................................... 264
Б.А. Медведев. Антропо-космоцентрическая модель креативной
личности ...................................................... 267
А.Г. Косиченко. Современные глобальные риски и человек ........ 270
Н.С. Ильюшенко. Индивидуальное самосознание в условиях
глобальных социокультурных трансформаций ...................... 272
О.Л. Познякова. Концепция "вечного мира" И. Канта в
контексте современных стратегий выживания человечества ........ 273
2.2. Феномен национально-культурной идентичности в
глобализирующемся социуме ................................ 275
П.А. Водопьянов, Ч.С. Кирвель. Историческое самоопределение
восточнославянских народов в ракурсе социально-философского
исследования .................................................. 275
И.Е. Ширшов, Л.В. Ширшова. Системная междисциплинарная
рефлексия ментальной конвергенции общеславянской и
западноевропейской культур в условиях полицентристской и
альтернативной глобализации ................................... 280
О.В. Курбачева. Стратегии развития восточнославянской
цивилизации в период глобализации ............................. 282
Мариан Брода. Русские вопросы об идентичности России .......... 284
И.Я. Левяш. Кто здесь Сфинкс и кто Эдип? Проблема
белорусской идентичности ...................................... 287
Л.М. Уладыкоўская. Беларуская ідэнтычнасць у кантэксце
сучаснага міжкультурнага дыялогу .............................. 295
И.В. Лашук. Национальная белорусская идентичность в условиях
виртуализации социального пространства ........................ 296
Mirosław Murat. Europa Przyszłosci - Jednostka w
poszukiwaniu tożsamości? ...................................... 298
B.A. Зеленевский. Проблемы национально-культурной
идентичности .................................................. 300
И.В. Лысак. Проблема культурной идентичности в условиях
глобализации .................................................. 303
2.3 Социально-филофоский инструментарий исследования
динамики общественных процессов .......................... 305
E.Г. Наумова. Трансформационные процессы в постсоветском
обществе как объект социально-философского анализа ............ 305
Elzbieta Sawa-Czajka, Magdalena Czajka. Czas Azji ............. 307
B.B. Подкопаев. Теоретико-методологические аспекты
деятельности международных научных организаций ................ 309
Кльхам Мамед-Заде. Некоторые проблемы международного
научного сотрудничества и развития общественных наук в
контексте диалога культур ..................................... 312
Е.И. Степанов. Актуальные задачи сотрудничества философов
Беларуси и России по внедрению в их странах демократической
культуры ...................................................... 320
C.А. Мякчило. Сотрудничество философских школ на
постсоветском пространстве - вклад в глобальное научно-
гуманитарное развитие ......................................... 323
В.В. Старостенко. Устойчивость общественного развития:
религиоведческий аспект ....................................... 326
М.И. Веренич. Культура как социальная память: онтологически-
ценностные интерпретации ...................................... 328
В.В. Бурсевич. Критический дискурс-анализ - современное
направление философского осмысления идеологии ................. 331
A.A. Иваненко, В.В. Попов. Социальное противоречие в
контексте переходных периодов общества ........................ 333
С.П. Жукова. К проблеме идеала в современной философской
мысли ......................................................... 334
Л.И. Лукьянова. "Общество комфорта" как объект философского
анализа ....................................................... 335
Г.М. Грибов. Практико-ориентированные философско-
социологические исследования: из опыта реализации ............. 337
З.М. Кодар. Проблема социальной стратификации ................. 340
Н.М. Струк. Социальная память как социологическая проблема .... 342
Е.М. Иванова. Роль социальной работы в решении глобальных
проблем современной цивилизации ............................... 344
O.A. Левко. Время как источник многовекторного социального
развития и перспектив жизнедеятельности личности в контексте
мировой и национальной интеллектуальной культуры .............. 346
М.И. Артюхин. Актуальные проблемы интеллектуальной миграции в
Республике Беларусь ........................................... 350
Л.А. Грицай. Изучение современного родительства в контексте
философско-социологического подхода ........................... 352
Mieczyslaw Dudek. Praca socjalna we wspolczesnych
koncepcjach resocjalizacji .................................... 354
2.4 Проблемные ракурсы философии истории ...................... 356
Б.М. Сатершинов. Междисциплинарный синтез философии истории ... 356
Gabriela Pohoata. "Reason in history" and "Philosophy of the
state" in Hegel's vision ...................................... 358
B.B. Попов, Б.С. Щеглов. Постнеклассическое понимание
философии истории ............................................. 363
В.В. Цацарин. Западная философия истории XX века: два
ведущих направления ........................................... 364
A.A. Тесля. Значение 1863 года в истории русской
общественной мысли ............................................ 366
С.П. Синельников. О методологии истории церковно-
государственных отношений ..................................... 369
O.A. Матусевич. Проблема полисемантичности термина
"историческое сознание" ....................................... 371
2.5 Философия политики, права и государственного управления
в системе современного социально-гуманитарного знания ..... 373
Л.Ф. Евменов. Философия прав человека: принцип
универсальности и различия .................................... 373
И.В. Котляров. Политические партии как социальные сети:
философский анализ ............................................ 379
A.C. Харитонов, В.В. Шмидт. Необратимое взаимодействие бытия
и небытия в трех пространствах событий и стратегическая цель
социального управления ........................................ 381
B.C. Голубев. Феномен социального управления в современной
отечественной философии ....................................... 383
И.К. Русанду. Гражданское общество: условия и факторы
устойчивого развития .......................................... 386
П.М. Варзарь. Государство и гражданское общество в
Республике Молдова: механизмы взаимодействия .................. 387
O.K. Радова. Роль полиэтнического и геополитического фактора
в становлении и эволюции молдавской государственности ......... 390
B.C. Морару. "Политика-спектакль" как объект социально-
философского анализа .......................................... 392
Ю.Г. Тамбиянц. Категории "классовое государство" и
"надклассовое государство" в современной политической
философии ..................................................... 393
М.Д.Рослякова, A.A. Полуэктов. Политическая власть и
проблема конституирования субъекта ............................ 395
A.П. Мельников. К вопросу о трактовке коррупции в российской
политической науке ............................................ 396
С.В. Рыбчак. Философский взгляд на формирование политической
культуры в условиях становления гражданского общества в
Беларуси ...................................................... 399
B.И. Павлов. Философия человека в праве: к началам
переосмысления классической концепции субъекта права .......... 402
B.И. Ухванов. Философско-правовой анализ некоторых аспектов
национальной безопасности Республики Беларусь ................. 404
А.О. Белоус. Г. Гегель и философская концепция русской
государственной школы в истории ............................... 406
А.Г. Мякишева. Философия права в системе философских
взглядов А. Шопенгауэра: договорные основы государства ........ 408
K.P. Еськевич. К вопросу об определении понятия
"государственность" (на материале работы Л.А. Тихомирова
"Монархическая государственность") ............................ 410
H.И. Гончарова. Бытие жертвы в правовой и социокультурной
ситуации XIX-XX вв. ........................................... 412
A.B. Прокофьев. Атмосферные права как основа климатической
справедливости ................................................ 415
2.6 Этика, духовность и система ценностей современного
общества как предмет социально-философской рефлексии ...... 417
O.A. Павловская. Проблема духовно-нравственной культуры в
контексте современных социальных преобразований ............... 417
О.П. Краснова, Л.Е. Денисова. Разрушение духовно-
нравственных основ общества как социальная угроза XXI века .... 419
Т.Д. Скуднова. Духовные проблемы человека в современном
мире .......................................................... 421
Е.В. Беляева. Этика как площадка междисциплинарного синтеза ... 423
Ф.Ю. Гарифуллина, А.Ф. Кудряшев. Моральный долг и
утверждение достижений национальной культуры .................. 427
C.Г. Новиков. Нравственные риски современной российской
транзиции: их генераторы и аннигиляторы ....................... 429
H.H. Жоголь. Проблема ценностей как поле проявления
гуманистического потенциала философии ......................... 431
Ю.П. Середа. Феномен свободы личности в условиях
аксиологического плюрализма XXI века .......................... 433
Ю.С. Фищук. Перспективы исследования проблемы доверия в
социальной философии .......................................... 436
Н.И. Мушинский. Белорусская академическая философия и
осмысление проблемы справедливости ............................ 436
Л.И Новиков. Идеи Иосифа Еленского о справедливом устройстве
общества в контексте мировой утопической мысли ................ 438
Э.Д. Хафизов. Проблема насилия в научно-публицистической и
общественно-политической деятельности Н.С. Тимашева в
период пражской эмиграции ..................................... 441
Н.С. Загорская. Ценностно-смысловые основания педагогической
этики ......................................................... 443
О.Г. Лукашова. Аксиологические приоритеты современной
белорусской молодежи .......................................... 445
2.7 Актуальные направления социально-экологических
исследований .............................................. 447
Л.С. Кармазинов. Парадигма мышления современной цивилизации ... 447
Л.Т. Титаренко. Экологические риски современности ............. 449
Н.Е. Захарова. Экологическая универсальность и кантовская
деонтология: на пути к взаимодействию ......................... 451
A.C. Щур. Проблема экологической безопасности: философский
аспект ........................................................ 454
A.Б. Богданович. Философские аспекты формирования культуры
безопасности жизнедеятельности ................................ 456
Т.В. Зайковская. Экологический императив в воспитании
современного человека как фактор устойчивости социоприродной
системы ....................................................... 458
A.C. Червинский. Философская методология в исследовании
социоэкологических проблем .................................... 460
А.Л. Пушкин. Методология информационного обеспечения
посткатастрофных процессов .................................... 462
A.Е. Михайлов. Грани и границы возможностей биомедицины в
модификации природы человека .................................. 463
Т.В. Мещерякова. Особенности преподавания биоэтики в
медицинском ВУЗе .............................................. 465
A.T. Заховаева. Эстетика и медицина: междисциплинарный
синтез ........................................................ 467
Ю.В. Артюхович, В.А. Полосухин. Гармония вселенной: принцип
рациональной гуманности ....................................... 469
2.8 Экономическая рациональность - компонент системной
программы социально-гуманитарных исследований ............. 471
О.В. Фадеева. Априорный характер предпосылочного знания
(основные направления кейнсианства) ........................... 471
Т.Н. Миронова. Значение и роль общественного сектора в
экономической системе ......................................... 473
С.П. Чумак. Европейский вектор в социально-экономическом
развитии Республики Молдова ................................... 475
B.А. Чистяков, Ю.В. Пайгунова. Экономическая самореализация
молодежи как источник качественного обновления культуры
социальных взаимоотношений .................................... 477
И.А. Червинская. Методологические основания исследования
экономического протекционизма как формы обеспечения
национальной безопасности ..................................... 479
В.В. Самсонов. Концепция эксполярных структур Т. Шанина в
исследованиях неформальной экономики .......................... 481
И.В. Гориш. Роль социальной философии при решении проблем в
сфере предпринимательства ..................................... 483
3 Духовная культура Беларуси в контексте глобального
культурного развития ...................................... 486
3.1 Философия "национальная" и "универсальная". Институт
философии как наследник традиций философской и
общественно-политической мысли Беларуси ................... 486
В.Б. Еворовский. История философии Беларуси: зарождение
исследовательской традиции .................................... 486
Т.И. Адуло. Национальная философия в интеллектуальном
пространстве Беларуси ......................................... 488
O.Ф. Оришева. Может ли философия быть национальной? ........... 494
В.И. Миськевич. Уметь выразить себя перед миром ............... 496
И.И. Иванова. Национальная философия и национальная
ментальность: лингво-герменевтический взгляд .................. 498
И.И. Таркан. Национальная философия в современном
информационном контексте ...................................... 501
I.М. Бабкоў. Беларуская філасофія: увядзенне канцэпта ......... 503
Г.И. Касперович. Белорусская философия как концептуальная
картина национальной культуры ................................. 505
А.Л. Ласшоўскі. Гісторыя ідэй як выклік для беларускай
інтэлектуальнай прасторы ...................................... 506
С.Т. Савина. Оппозиция разума и веры в белорусской
философской мысли раннего Возрождения ......................... 509
A.A. Суша. Да пытання вывучэння філасофскай спадчыны
ўніяцкай царквы ў Беларусі .................................... 510
И.Б. Михеева. Концепция "кривичского возрождения" Вацлава
Ластовского: опыт философско-теоретической реконструкции ...... 512
Г.Ч. Лянькевич. Николай Лосский: к вопросу о "беларускасці"
философа-летописца Витебско-Полоцкой земли .................... 515
A.B. Колесников. Проблема "Я" и гипотеза биополевой формации
А.К. Манеева .................................................. 517
Н.И. Семенюта. О становлении белорусской школы золотого
сечения ....................................................... 519
H.A. Кутузова. Белорусская школа религиоведения: традиции и
перспективы развития .......................................... 520
И.H. Харитонов. Позиции белорусских философов-профессионалов
во взаимоотношениях с представителями других дисциплин науки .. 523
Ю.Ю. Гафарова. Проект трансверсальной философии как
разрешение дихотомии национального и универсального в
общемировой философской традиции .............................. 525
B.И. Табаков. Какая философия спасительна для Содружества
Постсоветских Стран ........................................... 527
3.2 Актуальные проблемы историко-философских исследований ..... 529
Т.Г. Румянцева. Философская компаративистика как путь к
пониманию Другого в современном глобальном мире ............... 529
А.Ю. Дудчик. О некоторых особенностях современных историко-
философских исследований ...................................... 531
Т.П. Короткая. Проблемы онтологии познания в русской
философии начала XX века ...................................... 532
Ю.В. Власова. Проблема онтологии в русской классической
философии ..................................................... 535
У.Ф. Красюк. С. Франк аб філасофіі - сучасная рэтраспектыва ... 537
O.A. Романов. К вопросу о национальном характере русской
философской мысли ............................................. 539
Л.А. Гурьевская. Шотландская школа: учение о добродетели ...... 541
И.Ф. Габрусъ. Феноменология Э. Гуссерля: радикальный
гносеологический сдвиг ........................................ 543
М.Б. Завадский. Понятие аутентичности в фундаментальной
онтологии М. Хайдеггера ....................................... 345
A.Н. Черная. К вопросу о рациональности в концепции
А.Дж. Тойнби .................................................. 547
Е.А. Иванова. Дискурсы современности и модернизации в
концепции "когнитивного картографирования" Фредрика
Джеймисона .................................................... 548
Г.И. Коларов. Латиноамериканская философия освобождения ....... 551
Р.Н. Дождикова. Философские идеи B.C. Стёпина: проблемы
настоящего и будущего философии, науки и культуры ............. 557
3.3 Философские основы художественной практики:
междисциплинарная программа гуманитарных исследованй ...... 558
B.А. Максімовіч. Нацыянальная традыцыя ў эпоху сацыяльных
трансфармацый ................................................. 558
В.А. Салеев. Эстетика в Беларуси: XX век ...................... 560
В.Ю. Даренский. Эвристичность эстетической концепции
Н.И. Крюковского .............................................. 565
Э.К. Дарашэвіч. Светапогляд і постфальклор .................... 567
Т.П. Барысюк. Змест і форма ў філасофіі і літаратуры .... 571
И.М. Слемнeва. Литературно-художественное произведение как
динамический феномен культуры ................................. 573
С.Л. Мінскевіч. Духоўна-філасофскія аспекты
Міцкевічавага рамантызму i ix інтэрпрэтацыі ў беларускай
літаратуры .................................................... 575
Н.А. Никонович. Мифологемы и архетипы в творчестве Ф. Кафки
и Я. Купалы ................................................... 578
М.У. Мікуліч. Канцэпцыя лірычнай свядомасці ў паэзіі
Сяргея Хмары і Анатоля Бярозкі заходнебеларускага перыяду ..... 580
Л.Ул. Іконнікава. Суадносіны міфалагічнага і мастацкага
мыслення (на прыкладзе казак Георгія Марчука) ................. 582
Н.Л. Бахановіч. Мастацка-філасофскае асэнсаванне Чэславам
Мілашам працэсаў рэпатрыяцыі ў XX стагоддзі ....... 584
Л.А. Цибизова. Сто лет кинематографу - ответ К.И.
Чуковскому .................................................... 586
A.B. Калашникова, В.Е. Жидович. Белорусская кукла как
инновация и фактор формирования национальной принадлежности ... 587
Е.А. Цымбалюк. Обзор современных научных позиций по проблеме
философии музыки и музыкального воспитания .................... 590
Т.Г. Мдивани. Нелинейность как специфика музыкального бытия
в эпоху постмодернизма ........................................ 592
A.C. Шамрук. Интертекстуальность как формообразующий принцип
новейшей архитектуры .......................................... 594
К.А. Медеуова. Архитектурная и политическая "эклектика"
рубежа ХХ-ХХІ вв. Опыт обновления стилевых дефиниций .......... 596
Т.В. Габрусь. "Храм-памятник": проблема совмещения смыслов .... 598
Резолюция международной научной конференции "Философия в
Беларуси и перспективы мировой интеллектуальной культуры.
К 80-летию Института философии Национальной академии наук
Беларуси" ..................................................... 601
|