Введение ........................................................ 3
1 Что такое личность? ......................................... 11
1.1 Определение личности ................................... 11
Вопросы для самоконтроля и повторения .................. 28
Вопросы для обсуждения и размышления ................... 29
1.2 Устойчивость и изменчивость личности ................... 29
Вопросы для самоконтроля и повторения .................. 34
Вопросы для обсуждения и размышления ................... 34
1.3 Наследственность, воспитание и среда в развитии
личности ............................................... 35
Вопросы для самоконтроля и повторения .................. 44
Вопросы для обсуждения и размышления ................... 45
1.4 Как изучают личность и ее развитие? .................... 45
1.4.1 Целостность личности ............................ 45
1.4.2 Самонаблюдение .................................. 52
1.4.3 Объективное наблюдение .......................... 57
1.4.4 Экспериментальный метод ......................... 61
1.4.5 Метод тестов .................................... 67
1.4.6 Методы изучения взаимоотношений ................. 77
Вопросы для самоконтроля и повторения ................. 100
Вопросы для обсуждения и размышления .................. 101
2 Возрастная периодизация личностного развития ............... 102
2.1 Социокультурный характер возрастной периодизации ...... 102
Вопросы для самоконтроля и повторения ................. 111
Вопросы для обсуждения и размышления .................. 111
2.2 Культурно-психологические подходы к возрастной
периодизации .......................................... 111
2.2.1 Методологические подходы культурно-
исторической теории Л.С. Выготского ............ 113
2.2.2 Теория культурно-исторического подхода в
концепции А.Н. Леонтьева ....................... 122
2.2.3 "Система координат" в теории Э. Эриксона ....... 128
2.2.4 Ключевые идеи развития личности и
периодизация жизни Д. Левинсона ................ 141
Вопросы для самоконтроля и повторения ................. 144
Вопросы для обсуждения и размышления .................. 145
3 Психологическая культура личности .......................... 146
3.1 Психологическая культура и психологическое здоровье
личности .............................................. 146
Вопросы для самоконтроля и повторения ................. 163
Вопросы для обсуждения и размышления .................. 164
3.2 Формирование психологической культуры личности ........ 165
Вопросы для самоконтроля и повторения ................. 176
Вопросы для обсуждения и размышления .................. 177
4 Личность и социальные ситуации ее развития ................. 178
4.1 Личность и социальные роли ............................ 178
Вопросы для самоконтроля и повторения ................. 185
Вопросы для обсуждения и размышления .................. 185
4.2 Психология взаимоотношений в развитии личности ........ 186
4.2.1 Потребность в общении .......................... 186
4.2.2 Основные системы отношений в школьных классах .. 192
4.2.3 Положение ученика в системе личных
взаимоотношений ................................ 195
4.2.4 Взаимность выборов и удовлетворенность
в общении ...................................... 201
4.2.5 Переживание и осознание учеником своих
взаимоотношений с другими членами группы ....... 205
4.2.6 Факторы социометрического статуса личности ..... 210
4.2.7 Педагог и взаимоотношения между детьми ......... 213
4.2.8 Структура педагогического взаимодействия ....... 217
4.2.9 Преднамеренное и непреднамеренное в
педагогическом взаимодействии .................. 223
4.2.10 Фронтальное и диадическое педагогическое
общение ........................................ 224
4.2.11 Предметность педагогического общения ........... 227
4.2.12 Психология "педагогической команды" ............ 228
Вопросы для самоконтроля и повторения ................. 230
Вопросы для обсуждения и размышления .................. 231
4.3 Социальная и персоногенная ситуации развития .......... 231
Вопросы для самоконтроля и повторения ................. 243
Вопросы для обсуждения и размышления .................. 244
5 Развитие личности в событиях жизненного пути ............... 245
5.1 Жизненный путь как пространство развития личности ..... 245
Вопросы для самоконтроля и повторения ...................... 256
Вопросы для обсуждения и размышления ....................... 256
5.2 Значимые события жизненного пути ...................... 257
Вопросы для самоконтроля и повторения ................. 274
Вопросы для обсуждения и размышления .................. 275
5.3 Персоногенность как способ личностного развития ....... 275
5.3.1. Персоногенность и личностное развитие .......... 275
5.3.2 Изменение объективных условий развития
микросоциальной ситуации ....................... 279
5.3.3 Субъективное отражение изменившихся условий .... 283
5.3.4 Последствия персоногенного события ............. 285
5.3.5 Методика "Главное событие моей жизни" .......... 291
Вопросы для самоконтроля и повторения ................. 316
Вопросы для обсуждения и размышления .................. 317
Приложение. Метод, ориентированный на реконструкцию
будущего ...................................................... 318
Литература .................................................... 327
|