Чернявская В.Е. Коммуникация в науке: нормативное и девиантное: лингвистический и социокультурный анализ (Москва, 2011). - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаЧернявская В.Е. Коммуникация в науке: нормативное и девиантное: лингвистический и социокультурный анализ. - М.: URSS, 2011. - 238 с.
Оглавление книги
Предисловие ..................................................... 5

Теоретическое введение. Нормативное-индивидуальное-девиантное:
к определению понятий .......................................... 10

Глава I. Научные нормы в гносеологическом аспекте .............. 30
  1.1. Критерии и эталоны научности в гносеологическом аспекте . 31
  1.2. Гуманитарное знание в системе типов научного знания ..... 37
  1.3. "Девиантная наука": пара / квазинаука ................... 45

Глава II. Качество научного знания как объект общественной
          оценки ............................................... 55
  2.1. "Императивы научного этоса" ............................. 58
  2.2. Элита как социальный феномен ............................ 64
  2.3. Научная элита: проблемы идентификации и делимитации ..... 67

Глава III. Научный текст в аспекте нормирующего образца ........ 72
  3.1. Научный текст как вербализованное знание................. 72
  3.2. Тип текста как единица лингвистического анализа ......... 83
       3.2.1. Типологическая интертекстуальность ............... 85
       3.2.2. Тип текста как взаимодействие речевого стандарта
              и вариативных компонентов ........................ 86
       3.2.3. Текстотипологическая компетенция в когнитивном
              аспекте .......................................... 91
  3.3. Смысловая структура научного текста в аспекте
       нормирующего образца .................................... 94
       3.3.1. Цитация как форма интертекстуального
              взаимодействия ................................... 96
       3.3.2. Косвенная речь в научных текстах ................ 100
       3.3.3. Фоновая ссылка как сигнал интертекстуального
              взаимодействия .................................. 104
  3.4. Композиционная организация научного текста в аспекте
       нормирующего образца ................................... 107
       3.4.1. Композиционно-прагматический сегмент как единица
              композиционной организации научного текста ...... 109
       3.4.2. Лингвистическая характеристика
              композиционно-прагматических сегментов .......... 111
  3.5.	Свое vs. чужое знание в текстообразовании ............. 139
       3.5.1. Текстообразовательная норма и "непризнанные
              открытия" ....................................... 139
       3.5.2. Текстообразовательная норма и квазиэлитарный
              текст ........................................... 146

Глава IV. Текстовая норма в межкультурном аспекте ............. 154
  4.1. Культурная маркированность как критерий текстуальности . 155
  4.2. Когнитивные стили/стили мышления: к определению понятий  162
  4.3. Культурно-языковая специфика научного текста ........... 167

Глава V. "Власть дискурса" в научной коммуникации ............. 175
  5.1. Дискурс и дискурсивный анализ .......................... 175
  5.2. Свое vs. чужое в научном дискурсе ...................... 182
       5.2.1. Идеологический фактор нетолерантности в науке ... 186
       5.2.2. Социальные факторы нетолерантности в науке ...... 189
       5.2.3. "Несвоевременные открытия" в науке .............. 196
  5.3. Новации в свете норм и традиций ........................ 203
  5.4. Плагиат как девиантная форма коммуникации .............. 208
  5.5. Плагиат vs. научная этика .............................. 221

Заключение. Обязательность нормы и право на девиацию .......... 224

Библиографический список ...................................... 228

В настоящей монографии научная коммуникация, то есть получение, развитие и экспертиза научного знания, рассматриваются через сложное и неоднозначное взаимодействие норм и нарушений нормы. Когда следование конвенциональному стандарту обеспечивает научное признание и социальный успех, и когда ученый получает право на девиацию, на игнорирование нормы? Когда норма в познавательном процессе имеет значение стабилизирующего ориентира, и когда выход за границы нормы обеспечивает эвристичность и новизну? Какова суть феноменов научной элиты и квазиэлиты, элитарного и элитистского научного текста; каковы когнитивные и социально-культурные основы плагиата? Эти и другие вопросы подробно освещаются в книге. И нормы, и девиации в науке анализируются на различных уровнях - гносеологических эталонов, моделей текстопостроения, культурно-языковой специфики и национальных стилей мышления. Анализ осуществлен одновременно как текстоцентрический - изучаются тексты, вербализующие научный результат, и как дискурсивный, учитывающий социальные, психологические, идеологические, этнокультурные факторы, влияющие на научную коммуникацию.
Книга адресована лингвистам, специалистам по теории коммуникации, культурологии, науковедению.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:23:24 2019. Размер: 11,298 bytes.
Посещение N 5106 c 17.04.2012