Ечевская О.Г. Потребление и различие: социальные значения и практики потребительского поведения горожан (Новосибирск, 2011). - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаЕчевская О.Г. Потребление и различие: социальные значения и практики потребительского поведения горожан. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2011. - 159 с.
Оглавление книги
Введение ........................................................ 3

Глава 1. Потребление и социально-экономическое неравенство ...... 9
      1.1 Потребление в классовом обществе: демонстративное
          потребление и классовое превосходство ................. 9
      1.2 Потребление в массовом обществе: социальное
          пространство, логика различия и статусный символизм .. 13
      1.3 "Новые неравенства" в обществе потребления:
          свобода или зависимость? ............................. 26
      1.4 Доходные и культурные различия в потреблении
          горожан: динамика соотношения ........................ 30

Глава 2. Материалистическое потребление и его альтернативы ..... 39
      2.1 Материалистичность как основание различий
          в потреблении: личностные черты, ценности,
          культурные особенности ............................... 39
      2.2 Материалистическое потребление и культурные
          компетенции потребления .............................. 49
      2.3 Потребление и привязанность к вещам в советском
          обществе: идеология, мораль, повседневные практики ... 56
      2.4 Социально-экономический статус и материалистичность
          как основания различий в потреблении: проблемы
          соотнесения .......................................... 60
      2.5 Измерение материалистичности: традиции, инструменты,
          способы .............................................. 63
      2.6 Направленности потребления в российском контексте:
          материалистичность и ее альтернативы ................. 68

Глава 3. Потребление в российских городах: линии различия ...... 85
      3.1 Потребительские практики бедных, богатых
          и "остальных": основания структурирования ............ 90
          3.1.1 "Повседневное" потребление: продукты питания,
          одежда, свободное время .............................. 91
          3.1.2 "Небудничное" потребление ..................... 101
          3.1.3 Практики потребления в представлениях
          о бедности и богатстве .............................. 105
          3.1.4 Материалистическое потребление и социальный
          статус: в подтверждение гипотезы дефицита? .......... 108
      3.2 Потребление, неравенство и регистры общественного
          обоснования ......................................... 109

Заключение .................................................... 118

Библиография .................................................. 122

Приложение 1. Проект "Ценность вещей в советской и
              постсоветской России": путеводитель интервью .... 134

Приложение 2. Структура потребления и характеристики
              социально-экономического статуса индивида:
              таблицы ......................................... 137

Приложение 3. Различия в структурах потребления профессиональных
              групп: графические иллюстрации .................. 152

Приложение 4. Проект "Бедность в городе-спутнике мегаполиса":
              фрагмент путеводителя интервью с жителем ........ 155

Благодарности ................................................. 157

Монография представляет обзор социологических теорий потребления, предлагающих разные способы концептуализации различий в потребительском поведении, и результаты трех эмпирических исследований, позволяющие соотнести теоретические представления с российской реальностью и проследить взаимосвязь социально-экономического статуса и потребления в динамике. Потребление рассматривается в контексте социально-экономических неравенств, а также стилей жизни, общества потребления, социальной идентичности потребителя, и так далее. Отдельно анализируется материалистичность (материалистическое потребление) и сходные по смыслу конструкты ("вещизм", "потребительство", и т.д.) как значимые основания различий в потребительском поведении горожан. Потребление рассматривается, прежде всего, как культурная практика, предполагающая не только оперирование финансовыми ресурсами, но и применение специфических культурных компетенций и способности к различию.
Книга рассчитана на широкий круг читателей: социологов, экономистов, маркетологов, исследователей проблематики потребления и социальных неравенств, преподавателей и студентов гуманитарных специальностей.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:23:18 2019. Размер: 10,704 bytes.
Посещение N 2600 c 03.04.2012