| Ечевская О.Г. Потребление и различие: социальные значения и практики потребительского поведения горожан. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2011. - 159 с. | |
Введение ........................................................ 3
Глава 1. Потребление и социально-экономическое неравенство ...... 9
1.1 Потребление в классовом обществе: демонстративное
потребление и классовое превосходство ................. 9
1.2 Потребление в массовом обществе: социальное
пространство, логика различия и статусный символизм .. 13
1.3 "Новые неравенства" в обществе потребления:
свобода или зависимость? ............................. 26
1.4 Доходные и культурные различия в потреблении
горожан: динамика соотношения ........................ 30
Глава 2. Материалистическое потребление и его альтернативы ..... 39
2.1 Материалистичность как основание различий
в потреблении: личностные черты, ценности,
культурные особенности ............................... 39
2.2 Материалистическое потребление и культурные
компетенции потребления .............................. 49
2.3 Потребление и привязанность к вещам в советском
обществе: идеология, мораль, повседневные практики ... 56
2.4 Социально-экономический статус и материалистичность
как основания различий в потреблении: проблемы
соотнесения .......................................... 60
2.5 Измерение материалистичности: традиции, инструменты,
способы .............................................. 63
2.6 Направленности потребления в российском контексте:
материалистичность и ее альтернативы ................. 68
Глава 3. Потребление в российских городах: линии различия ...... 85
3.1 Потребительские практики бедных, богатых
и "остальных": основания структурирования ............ 90
3.1.1 "Повседневное" потребление: продукты питания,
одежда, свободное время .............................. 91
3.1.2 "Небудничное" потребление ..................... 101
3.1.3 Практики потребления в представлениях
о бедности и богатстве .............................. 105
3.1.4 Материалистическое потребление и социальный
статус: в подтверждение гипотезы дефицита? .......... 108
3.2 Потребление, неравенство и регистры общественного
обоснования ......................................... 109
Заключение .................................................... 118
Библиография .................................................. 122
Приложение 1. Проект "Ценность вещей в советской и
постсоветской России": путеводитель интервью .... 134
Приложение 2. Структура потребления и характеристики
социально-экономического статуса индивида:
таблицы ......................................... 137
Приложение 3. Различия в структурах потребления профессиональных
групп: графические иллюстрации .................. 152
Приложение 4. Проект "Бедность в городе-спутнике мегаполиса":
фрагмент путеводителя интервью с жителем ........ 155
Благодарности ................................................. 157
|
Монография представляет обзор социологических теорий потребления, предлагающих разные способы концептуализации различий в потребительском поведении, и результаты трех эмпирических исследований, позволяющие соотнести теоретические представления с российской реальностью и проследить взаимосвязь социально-экономического статуса и потребления в динамике. Потребление рассматривается в контексте социально-экономических неравенств, а также стилей жизни, общества потребления, социальной идентичности потребителя, и так далее. Отдельно анализируется материалистичность (материалистическое потребление) и сходные по смыслу конструкты ("вещизм", "потребительство", и т.д.) как значимые основания различий в потребительском поведении горожан. Потребление рассматривается, прежде всего, как культурная практика, предполагающая не только оперирование финансовыми ресурсами, но и применение специфических культурных компетенций и способности к различию.
Книга рассчитана на широкий круг читателей: социологов, экономистов, маркетологов, исследователей проблематики потребления и социальных неравенств, преподавателей и студентов гуманитарных специальностей.
|
|