| Резник С.Д. Аспирант вуза. Технологии научного творчества и педагогической деятельности: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Инфра-М, 2011. - 518 с. - (Менеджмент в науке). | |
Предисловие ..................................................... 3
Введение ........................................................ 5
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ
Глава 1. АСПИРАНТУРА В ВУЗЕ .................................... 18
1.1 Органы управления научной деятельностью в вузе ............ 19
1.2 Задачи аспирантуры и порядок ее открытия .................. 21
1.3 Работа с аспирантами в вузе ............................... 23
1.4 Работа с аспирантами на кафедре ........................... 25
Резюме .................................................... 28
Контрольные вопросы ....................................... 29
Практические задания ...................................... 29
Глава 2. АСПИРАНТ: СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ .................................... 32
2.1 Содержание и характер деятельности аспиранта .............. 33
2.2 Моделирование личностных качеств аспиранта ................ 38
2.3 Требования к аспиранту современного вуза .................. 39
Резюме .................................................... 48
Контрольные вопросы ....................................... 49
Практические задания ...................................... 49
Глава 3. ДИССЕРТАЦИЯ И УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ .......................... 52
3.1 Ученая степень: кому и зачем она нужна .................... 52
3.2 Диссертация — квалификационная работа кандидата наук ...... 58
3.3 Виды диссертационных работ ................................ 62
3.4 Кто может считать себя ученым ............................. 63
Резюме .................................................... 64
Контрольные вопросы ....................................... 65
Практические задания ...................................... 65
A. Подготовка диссертации ................................. 66
Б. Подбор оппонентов ...................................... 67
В. Защита диссертации ..................................... 67
Глава 4. СУБЪЕКТЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА .................... 69
4.1 Научный руководитель аспиранта ............................ 70
4.2 Заведующий кафедрой ....................................... 74
4.3 Оппонент по диссертации ................................... 75
4.4 Ведущая организация ....................................... 77
4.5 Председатель и ученый секретарь диссертационного совета ... 78
Резюме .................................................... 79
Контрольные вопросы ....................................... 80
Практическое задание ...................................... 81
Глава 5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ ................ 83
5.1 Права и обязанности аспиранта ............................. 84
5.2 Прием и зачисление в аспирантуру .......................... 86
5.3 Обучение в аспирантуре .................................... 89
5.4 Сдача кандидатских экзаменов .............................. 90
5.5 Стипендии и материальные выплаты аспирантам ............... 95
5.6 Отчисление из аспирантуры ................................. 98
Резюме .................................................... 98
Контрольные вопросы ....................................... 99
Практическое задание ...................................... 99
Что еще почитать? ......................................... 99
РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА
Глава 6. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..................... 102
6.1 Содержание методологии научной деятельности .............. 102
6.2 Принципы научной деятельности ............................ 104
6.3 Средства научного исследования ........................... 109
6.4 Методы научного исследования ............................. 114
Резюме ................................................... 131
Контрольные вопросы ...................................... 132
Практическое задание ..................................... 132
Глава 7. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ................. 134
7.1 Методическая подготовленность аспиранта .................. 134
7.2 Выбор темы исследования .................................. 135
7.3 Поиск и изучение литературных источников ................. 137
7.4 Подготовка исследования .................................. 139
7.5 Анализ результатов исследования .......................... 142
7.6 Типичные ошибки при подготовке и проведении
исследования ............................................. 146
Резюме ................................................... 148
Контрольные вопросы ...................................... 150
Практические задания ..................................... 150
Глава 8. РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ ДИССЕРТАЦИИ ..................... 153
8.1 Композиция диссертационной работы ........................ 153
8.2 Рубрикация текста, язык и стиль изложения ................ 156
8.3 Подготовка чернового варианта диссертации ................ 158
8.4 Типичные ошибки при работе над текстом ................... 160
Резюме ................................................... 164
Контрольные вопросы ...................................... 165
Практическое задание ..................................... 165
Глава 9. ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ .................... 168
9.1 Текст диссертации ........................................ 168
9.2 Таблицы, иллюстрации, формулы ............................ 169
9.3 Цитаты и заимствования ................................... 174
9.4 Библиографический список ................................. 176
9.5 Приложения к диссертации ................................. 178
9.6 Типичные ошибки при оформлении работы .................... 180
Резюме ................................................... 180
Контрольные вопросы ...................................... 182
Практическое задание ..................................... 182
Глава 10. ПУБЛИКАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ................. 183
10.1 Виды публикаций .......................................... 184
10.2 Написание статьи ......................................... 185
10.3 Подготовка доклада на конференцию ........................ 187
10.4 Методические рекомендации ................................ 189
10.5 Учебник и учебное пособие ................................ 190
10.6 Монография ............................................... 192
10.7 Депонирование научной разработки ......................... 195
10.8 Соавторство .............................................. 198
10.9 Типичные ошибки при подготовке публикаций ................ 201
Резюме ................................................... 203
Контрольные вопросы ...................................... 204
Практические задания ..................................... 205
Глава 11. ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ......... 207
11.1 Сферы реализации результатов исследования ................ 207
11.2 Требования к справкам и актам о внедрении ................ 213
11.3 Типичные ошибки при оформлении справок и актов о
внедрении ................................................ 214
Резюме ................................................... 215
Контрольные вопросы ...................................... 215
Практическое задание ..................................... 215
Глава 12. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ И
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ................................. 217
12.1 Рассмотрение диссертации по месту ее выполнения .......... 217
12.2 Представление работы в диссертационный совет ............. 223
12.3 Предварительная экспертиза в диссертационном совете ...... 225
12.4 Подготовка аспиранта к защите ............................ 226
12.5 Типичные ошибки аспиранта при подготовке к защите ........ 234
Резюме ................................................... 236
Контрольные вопросы ...................................... 238
Практическое задание ..................................... 238
Глава 13. СООТВЕТСТВИЕ ДИССЕРТАЦИИ ПАСПОРТУ НАУЧНОЙ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ ....................................... 240
13.1 Паспорт научной специальности ............................ 240
13.2 Обоснование соответствия диссертации пунктам паспорта
научной специальности .................................... 241
13.3 Типичные ошибки при обосновании соответствия
диссертации паспорту научной специальности ............... 247
Резюме ................................................... 247
Контрольные вопросы ...................................... 248
Практическое задание ..................................... 248
Глава 14. АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ ............................. 250
14.1 Назначение и структура автореферата ...................... 250
14.2 Содержание основных разделов автореферата ................ 252
14.3 Типичные ошибки при написании авторефератов
диссертаций .............................................. 264
Резюме ................................................... 265
Контрольные вопросы ...................................... 266
Практические задания ..................................... 266
Что еще почитать? ........................................ 267
РАЗДЕЛ III. ПОДГОТОВКА АСПИРАНТА К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15. УЧАСТИЕ АСПИРАНТА В РАБОТЕ КАФЕДРЫ .................. 269
15.1 Кафедра— ключевое учебно-научное подразделение вуза ...... 270
15.2 Содержание и модель качеств преподавателя вуза ........... 274
15.3 Виды педагогической деятельности преподавателя ........... 277
15.4 Участие аспиранта в научной работе кафедры ............... 278
15.5 Участие аспиранта в воспитательной работе со
студентами ............................................... 284
15.6 Типичные ошибки молодых преподавателей ................... 288
Резюме ................................................... 290
Контрольные вопросы ...................................... 291
Практические задания ..................................... 292
Глава 16. КАК ПРОВЕСТИ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ........................ 294
16.1 Подготовка к занятию ..................................... 295
16.2 Мотивация студенческой группы ............................ 304
16.3 Речь преподавателя ....................................... 306
16.4 Организация обратной связи ............................... 310
16.5 Конфликты на занятии ..................................... 312
16.6 Контроль качества занятия ................................ 314
16.7 Типичные ошибки при проведении занятий ................... 316
Резюме ................................................... 317
Контрольные вопросы ...................................... 319
Практические задания ..................................... 319
Глава 17. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ АСПИРАНТА ........................ 321
17.1 Отношения с научным руководителем ........................ 322
17.2 Отношения с оппонентами .................................. 324
17.3 Поведение молодого ученого на кафедре .................... 326
17.4 В студенческой аудитории ................................. 328
17.5 Типичные ошибки молодого ученого ......................... 332
Резюме ................................................... 335
Контрольные вопросы ...................................... 335
Практическое задание ..................................... 336
Глава 18. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ......................... 338
18.1. Сущность научно-педагогической школы ................... 339
18.2 Формирование научно-педагогической школы ................. 341
18.3 Развитие научно-педагогических школ ...................... 343
18.4 Роль аспирантов как участников научно-педагогической
школы .................................................... 347
Резюме ................................................... 347
Контрольные вопросы ...................................... 349
Практическое задание ..................................... 349
Глава 19. АСПИРАНТЫ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВ ВУЗА ............ 351
19.1 Управленческая вертикаль вуза ............................ 352
19.2 Внутривузовская система работы с резервом на
выдвижение ............................................... 352
19.3 Планирование профессиональной карьеры аспиранта .......... 358
19.4 Самоподготовка аспиранта к активной общественной и
управленческой деятельности в вузе ....................... 362
Резюме ................................................... 363
Контрольные вопросы ...................................... 363
Практические задания ..................................... 364
Что еще почитать? ........................................ 364
РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АСПИРАНТА
Глава 20. ВРЕМЯ - КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС АСПИРАНТА ................... 367
20.1 Значение фактора времени и причины его потерь ............ 368
20.2 Правила личной организованности и самодисциплины ......... 370
20.3 Приоритеты деятельности аспиранта ........................ 374
Резюме ................................................... 384
Контрольные вопросы ...................................... 385
Практическое задание ..................................... 385
Глава 21. ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АСПИРАНТА ........................................... 388
21.1 Индивидуальный план работы аспиранта ..................... 388
21.2 Сетевой график работы над диссертацией ................... 395
21.3 Планирование личной деятельности аспиранта на основе
еженедельника ............................................ 406
21.4 Индивидуальный план-отчет работы преподавателя ........... 421
Резюме ................................................... 427
Контрольные вопросы ...................................... 428
Практические задания ..................................... 429
Глава 22. АСПИРАНТ В КОМАНДИРОВКЕ ............................. 431
22.1 Значение научных командировок ............................ 431
22.2 Планирование и подготовка служебной поездки .............. 432
22.3 Проведение и завершение командировки ..................... 435
Резюме ................................................... 443
Контрольные вопросы ...................................... 444
Практические задания ..................................... 445
Глава 23. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНКУРЕНТНОЙ
СРЕДЕ ............................................... 446
23.1 Конкурентная среда ....................................... 447
23.2 Система формирования конкурентоспособности аспиранта ..... 450
23.3 Развитие навыков предпринимательской деятельности ........ 453
23.4 Развитие долговременных деловых связей ................... 456
23.5 Расширение кругозора, умение быть интересным ............. 460
23.6 Семейное благополучие аспиранта .......................... 462
23.7 Нужно ли думать о докторской диссертации ................. 465
Резюме ................................................... 465
Контрольные вопросы ...................................... 466
Практическое задание ..................................... 466
Глава 24. САМОКОНТРОЛЬ ЖИЗНИ И ЛИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АСПИРАНТА ........................................... 469
24.1 Папка аспиранта .......................................... 469
24.2 Самоконтроль результатов деятельности .................... 478
24.3 Самоконтроль наиболее важных дел года и месяцев .......... 479
24.4 Самоконтроль результатов недели и дня .................... 480
24.5 Самоконтроль развития индивидуальных качеств аспиранта ... 483
Резюме ................................................... 486
Контрольные вопросы ...................................... 486
Практические задания ..................................... 487
Что еще почитать? ........................................ 487
Заключение .................................................... 489
Глоссарий ..................................................... 491
Библиографический список ...................................... 506
|
Рассматриваются содержание, система и технологии обучения в аспирантуре, подготовка к самостоятельной научной деятельности, методология научного творчества, даются рекомендации по написанию и оформлению кандидатской диссертации.Значительное внимание уделено подготовке аспиранта к работе на кафедре вуза, организации и планированию его жизни и деятельности.
Для аспирантов и соискателей ученых степеней, а также для студентов, желающих посвятить себя научной и педагогической деятельности. |
|