| Велихов Е.П. Промышленность, инновации, образование и наука в России / Велихов Е.П., Бетелин В.Б., Кушниренко А.Г. - М.: Наука, 2010. - 141 с. | |
Предисловие ..................................................... 3
I. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ - ЕДИНЫЙ
ВЗАИМОУВЯЗАННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
1.1. Русская инженерная школа XIX-XX вв. ........................ 5
1.2. Плановая "экономика знаний" ................................ 9
1.3. Рыночная "экономика знаний" ............................... 13
1.4. Закон "Америка конкурирует" и инициативы президента Б. Обамы17
1.5. Системообразующие компании-отрасли в США и Европе ......... 20
1.6. Системообразующие компании мировой индустрии информационных
технологий ................................................ 27
1.7. О промышленной политике США и Европы ...................... 31
II. МАССОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ОСНОВА РЫНОЧНОЙ
"ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ"
II.1."Персональные" информационные технологии .................. 33
II.2.Супер-ЭВМ терафлопного класса - основа массовых
суперкомпьютерных технологий .............................. 35
II.3.Высокопроизводительные вычисления и глобальная
конкурентоспособность ..................................... 39
II.4.Проблемы создания суперкомпьютерных технологий в условиях
рыночной экономики ........................................ 42
II.5.Состояние дел в области суперкомпьютерных технологий
в России .................................................. 45
II.6.Предпосылки для вступления России в мировой
"суперкомпьютерный клуб" .................................. 49
III. НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ ПЕРЕХОДА К МАССОВЫМ "ПЕРСОНАЛЬНЫМ"
ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ -
ПРЕПЯТСТВИЕ НА ПУТИ К РЫНОЧНОЙ "ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ" В XXI ВЕКЕ
III.1.Информационные технологии в промышленности СССР
в конце 80-х годов ....................................... 52
III.2.Информационные технологии и промышленная политика России
в 1991-2008 гг. .......................................... 53
IV. СЛОЖИВШАЯСЯ ПРАКТИКА УЧАСТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ
РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА В АВИАИНДУСТРИИ
IV.1.Схема разделения рисков и прибылей ........................ 59
IV.2.Сотрудничество России с компаниями Боинг и Эйрбас ......... 60
V. РЕФОРМЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
РОССИИ (1991-2008 гг.)
VI.1.Промышленность ............................................ 66
VI.1.1.Мировые рынки энергетического, транспортного
машиностроения и энергоносителей, как результат
200-летней эволюции сложных технических систем ..... 66
VI.2.Высокие технологии ........................................ 70
V.I.3. Сырьевые и горно-металлургические компании ......... 74
V.2. Наука ..................................................... 75
V.3. Образование ............................................... 81
V.4. Итоги и возможные варианты развития реформ в России ....... 91
V.4.1. Либеральный вариант рыночной экономики России ...... 91
V.4.2. Экономика "чужих знаний" в прошлом и настоящем ..... 97
V.4.3. Экономика "чужих знаний" в будущем ................ 101
V.4.4. Оценка итогов и перспектив инновационного развития
России с позиции реализуемого варианта либеральной
рыночной экономики ................................ 104
VI. О СОЗДАНИИ РЫНОЧНОЙ "ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ" В РОССИИ
VI.1.Приоритеты развития - нефтегазовый сектор и машиностроение 119
VI.2.Ключевая проблема реформирования экономики России -
формирование национальных системообразующих
компаний-отраслей ........................................ 122
VI.3.Возрождение промышленно-ориентированного сектора экономики
России - необходимое условие обеспечения ее национальной
безопасности и устойчивого экономического развития
в XXI веке ............................................... 125
ЛИТЕРАТУРА .................................................... 131
|
В книге обсуждается проблема сохранения и упрочения позиций российской экономики в XXI в. на стабильных мировых рынках нефтегазодобычи и переработки и машиностроения с целью получения возможностей как для обеспечения национальной безопасности, так и для решения социально-экономических задач. Решение этой проблемы авторы видят в условиях единого государственного целеполагания для национальной триады: науки, образования и промышленности - при перевооружении всех компонент триады на основе массовых информационных технологий.Для государственных деятелей, политологов, экономистов, специалистов в области науки и образования.
|
|