| Терентьева Т.А. Подбор персонала: практические инструменты и приемы. - М.: Эксмо, 2010. - 398 с. | |
От авторов ...................................................... 9
Введение ....................................................... 11
1. Подбор персонала - часть бизнеса ............................ 13
Роль и место подбора персонала в организации ................ 14
Подбор персонала через призму общей стратегии организации и
кадровую стратегию .......................................... 19
Порядок разработки кадровой стратегии предприятия .......... 20
Стратегия подбора при разных типах кадровой политики ....... 24
Отражение стратегии подбора в бюджете службы управления
персоналом ................................................. 27
Политика подбора на разных этапах жизненного цикла компании . 29
Отражение корпоративной культуры в требованиях к персоналу . 32
Критерии анализа эффективности системы подбора .............. 40
2. Планирование и бюджетирование ............................... 45
Планирование потребностей в персонале ....................... 46
Бюджетирование расходов на подбор персонала ................. 55
Расходы на СМИ ............................................. 56
Расходы на Интернет ........................................ 57
Расходы на кадровые агентства .............................. 58
Расходы на обзоры рынка труда .............................. 60
Расходы на работу по привлечению молодых специалистов ...... 61
Расходы на бонусные вакансии ............................... 62
3. Как сделать процесс подбора персонала прозрачным? ........... 65
Организация процесса подбора перфнала ....................... 66
Процедура подбора персонала ................................ 67
Процесс приема заявки на подбор ............................ 73
Снятие заявки (получение заказа на подбор) ................. 77
Поиск, предварительная оценка и первичный отбор кандидатов . 85
Согласование и утверждение отобранного кандидата ........... 89
Чья зона ответственности? .................................. 93
Бренд работодателя в конкуренции за привлечение лучших
соискателей ................................................. 96
Источники и методы привлечения кандидатов .................. 105
Пути решения проблемы дефицита квалифицированного персонала 106
Внешние источники ......................................... 107
Внутренние источники ...................................... 108
Средства распространения информации ....................... 111
Размещение рекламного объявления о вакансии ............... 115
Типичные ошибки в оформлении объявлений о вакансии ......... 119
Внешний интернет-сайт ...................................... 125
Типичные ошибки рекрутеров при организации потока соискателей128
4. Студенты - альтернатива кадровому голоду? .................. 133
Цели привлечения молодых специалистов на работу ............ 137
Методы привлечения молодых специалистов .................... 139
Востребованность услуг посредников на рынке Graduate
Recruitment ................................................ 141
Мониторинг рынка труда молодых специалистов ................ 142
Планы компаний на 2009 год ................................. 143
5. Работа с кадровыми агентствами ............................. 145
Виды кадровых агентств ..................................... 149
Как провести тендер среди кадровых агентств ................ 157
6. Методы оценки кандидатов ................................... 165
Интервью (собеседование) ................................... 168
Классификация интервью .................................... 169
Структура интервью ........................................ 179
Схема проведения интервью ................................. 181
Вопросы для интервью ...................................... 188
Дополнительные инструменты оценки ......................... 192
Ключевые моменты интервью ................................. 192
Искусство диалога: как задавать вопросы и слышать ответы,
задавать вопросы и не отвечать на них, держать паузу,
"раскручивать" сомнительные моменты ....................... 193
Взаимодействие с кандидатом после интервью
(постсопровождение) ....................................... 195
Ассесмент-центр ............................................ 197
Тестирование ............................................... 200
Анкетирование .............................................. 208
Получение рекомендаций ..................................... 212
Негативные характеристики кандидата - мифы и реальность .... 216
Частая смена работы - "летуны" ............................ 216
Возраст ................................................... 217
Прописка .................................................. 218
Образование ............................................... 219
Нерусские имена/фамилии ................................... 220
Запрет на привлечение кандидатов из определенных компаний . 221
Конфликт с руководителем .................................. 221
Удаленность от места работы ............................... 222
Фертильная тема ........................................... 222
Знание определенных компьютерных программ ................. 225
Наличие письменных рекомендаций ........................... 225
Шаг назад ................................................. 226
7. Управление процессом взаимодействия с клиентом-заказчиком .. 229
Логистика кандидатов (представление заказчику, получение
обратной связи) ............................................ 230
Личностные качества рекрутеров - кто может стать менеджером
по подбору? ................................................ 234
8. Работа над ошибками ........................................ 243
Оптимизация работы рекрутера ............................... 244
Ошибки, допускаемые рекрутерами ............................ 250
Беспрерывный поток кандидатов ............................. 250
Отсутствие информации о предметной сфере .................. 251
Промедление в обработке информации ........................ 251
Отсутствие профессиональной рефлексии и статистики работы
по вакансии ............................................... 252
Отсутствие сопровождения кандидата после трудоустройства .. 253
Ошибки, допускаемые руководителями ......................... 255
9. Эффективность процесса подбора ............................. 263
Оценка эффективности работы отдела подбора персонала ....... 264
Методика разработки ключевых показателей эффективности ..... 267
Бенчмаркинг ................................................ 278
Регулярная отчетность ...................................... 282
Опросник удовлетворенности работой отдела подбора ......... 282
10.Автоматизация рекрутинга - шаг в будущее ................... 287
Почему актуальна автоматизация рекрутинга? ................. 288
Слабые места стандартного процесса подбора ................. 291
Функциональность, предлагаемая системами по подбору персонала295
Примеры автоматизации служб подбора персонала .............. 302
Приложения .................................................... 307
1. Профиль позиции ........................................ 308
2. Критерии оценки должностей ............................. 311
3. План подбора ........................................... 312
4. Отчет о ходе работ над вакансией - вариант 1 ........... 313
4а. Отчет о ходе работ над вакансией - вариант 2 ........... 314
5. Заявка на подбор - вариант 1 ........................... 316
5а. Заявка на подбор - вариант 2 ........................... 319
6. Экспертиза вакансии .................................... 322
7. Алгоритм проведения телефонного интервью ............... 323
8. Анкета соискателя - вариант 1 .......................... 324
8а. Анкета соискателя - вариант 2 .......................... 330
9. Оценочный лист на соискателя - вариант 1 ............... 339
9а. Оценочный лист на соискателя - вариант 2 ............... 340
9б. Оценочный лист на соискателя - вариант 3 ............... 341
10. Программа семинара "Эффективный подбор персонала" ...... 342
11. Бланк получения рекомендаций ........................... 343
12. Предложение о работе (job-offer) - вариант 1 ........... 344
12а.Предложение о работе (job-offer) - вариант 2 ........... 347
13. Список крупнейших рекрутинговых компаний Москвы ........ 349
14. Алгоритм проведения собеседования ...................... 360
15. Текущий план подбора ................................... 361
16. Хронология вакансии (в отсутствие специализированной БД) 362
17. Квартальный отчет о работе группы подбора .............. 363
18. Опросник удовлетворенности работой группы подбора и
адаптации .............................................. 364
19. Должностная инструкция ................................. 368
19а.Должностная инструкция рекрутера ....................... 371
20. Положение о планировании и подборе персонала - вариант 1 374
20а.Положение о найме персонала - вариант 2 ................ 387
Заключение .................................................... 394
Литература .................................................... 397
|
Эта книга должна стать настольной для каждого, чья деятельность связана с подбором персонала в компании. В ней подробно, с практическими примерами рассмотрен процесс привлечения работников: от планирования потребности в персонале до выхода нового сотрудника на рабочее место. Читатель получит ответы на вопросы о том, как создать систему подбора персонала в организации и оценить эффективность ее работы, как планировать потребности в персонале и бюджетировать расходы на подбор, какие принципы следует поставить во главу угла при подборе кандидатов, как строить работу с заказчиками и кадровыми агентствами, как оценивать кандидатов и многое другое.Книга сопровождается CD-диском, на котором вы найдете полный комплект шаблонов документов, необходимых в работе по подбору персонала. Авторы специально подобрали максимально полезные формы, которыми вы сможете пользоваться уже сейчас.
Книга будет полезна менеджерам кадровых агентств, HR-менеджерам компаний, а также руководителям, у которых подбор персонала является частью функционала.
|
|