Предисловие ..................................................... 5
Введение: "Трудность заключается не в порождении новых идей,
а в избавлении от старых" (John Maynard Kegnes, английский
экономист) ..................................................... 13
Рассуждение о молекулярной биологии и ее роли в познании
жизни .......................................................... 13
Установлены структуры множества геномов. Ну и что? ............. 17
Что такое функции, о которых мы говорим?
Что такое функциональная геномика? ........................... 19
Разные уровни функциональности: Геном рассказывает
о биохимии - не о фенотипе
("Genome speaks biochemistry - not phenotype") ............... 20
Сложность большинства фенотипов ................................ 23
Лабиринты молекулярных данных без нитей Ариадны - ловушка
для исследователей механизмов жизнедеятельности ................ 26
Эволюционно-популяционный сравнительный анализ геномов может
частично помочь выйти из функционального тупика ................ 27
Новая синтетическая биология необходима для выхода из
ловушки. Этюд оптимизма ...................................... 29
И все же мы никогда не поймем до конца, почему Эйнштейн
отличался от Гитлера и почему даже идентичные близнецы
различны. Генетический шум вносит непредсказуемость
в индивидуальность. Это принцип неопределенности в биологии .... 33
Недостижимость фундаментальных целей не означает
невозможности решения практических, в частности, медицинских,
проблем ........................................................ 34
Неслучайные цитаты ............................................. 35
Литература ..................................................... 37
Глава 1
Что есть жизнь? 350-летний путь исследований, надежд,
находок, разочарований и новых надежд .......................... 40
Мы стоим на плечах гигантов. Историческая справка
с некоторыми комментариями ..................................... 40
Краткий очерк истории геномики в России ........................ 71
Неслучайные цитаты ............................................. 73
Литература ..................................................... 74
Глава 2
Пятиминутный "напоминательный" экскурс в структуру генов и их
регуляторных элементов у эукариотических организмов ............ 76
Асимметричность синтеза РНК. Смысловые и антисмысловые РНК ..... 77
Пространственная организация транскрипции и
посттранскрипционных процессов эукариотических генов ......... 78
Обобщенная структура эукариотического гена и его регуляторной
системы ........................................................ 78
Как правило, эукариотический ген содержит 5'- и 3'-
нетранслируемые области и мозаику экзонов и интронов ......... 79
После транскрипции полученная РНК подвергается многим
преобразованиям - процессингу ................................ 80
Регуляторная система эукариотического гена содержит
множество последовательностей. Регуляция осуществляется за
счет их взаимодействия с многочисленными регуляторными
белками ...................................................... 83
Гены домохозяйки и тканеспецифичные гены ..................... 87
Структуры, определяющие эпигенетический контроль экспрессии
генов. CpG островки .......................................... 88
Вариабельность структур, контролирующих экспрессию, и
комбинаторный принцип организации контрольных элементов ...... 89
Контроль экспрессии может осуществляться почти на всех ее
стадиях ...................................................... 91
Вместо заключения. Что такое ген? .............................. 92
Неслучайные цитаты ............................................. 94
Литература ..................................................... 94
Глава 3
Замечательная структура порождает замечательные методы
исследования ................................................... 96
Договоримся о номенклатуре ..................................... 96
Несколько вводных слов ......................................... 97
Листая старые страницы ......................................... 98
Процессы диссоциации и реассоциации ДНК в двух словах и
нескольких картинках ........................................... 98
Ренатурация может происходить не только в растворе, но и
на твердой поверхности. ДНК может образовывать
комплементарные двухцепочечные молекулы с РНК ................. 102
ДНК-микроэррэи .............................................. 103
Саузерн-блот гибридизация ................................... 103
В качестве пробы при Саузерн-блот гибридизации может
использоваться не только РНК, но и комплементарная ей ДНК.
Создание библиотек кДНК, адекватных наборам мРНК в разных
типах клеток ................................................ 108
Библиотеки кДНК ............................................... 110
Как метить ДНК? ............................................... 113
В различных организмах существует множество ферментов.
Некоторые из них мы используем для исследований генома и
для введения меток в ДНК и РНК .............................. 114
Используя ДНК-полимеразу I, можно метить ДНК с помощью так
называемой ник-трансляции ................................... 115
Фрагмент Кленова - ДНК-полимеразы I E.coli.
Случайное затравливание ..................................... 116
Полимеразная цепная реакция, ПЦР (Polymerase chain
reaction, PCR). Размножение и мечение ДНК ................... 117
Концевая деоксинуклеотидилтрансфераза, не зависящая от
матрицы ДНК-полимеразы. К 3'-концу ДНК или
олигонуклеотида добавляется меченый полинуклеотидный
"хвост" ..................................................... 119
Метка может вводиться при синтезе первой цепи кДНК .......... 120
ДНК-зависимые РНК-полимеразы могут использоваться для
синтеза меченой РНК ......................................... 120
Гибридизация - средство исследования эволюции ................. 122
Неслучайные цитаты ............................................ 123
Литература .................................................... 124
Глава 4
Физическое картирование геномов: положение геномных
достопримечательностей можно определять в физических
единицах длины ................................................ 125
Введение. Геномы картируют, чтобы находить гены и другие
функциональные элементы. Два стратегических вида карт:
физическая и генетическая ..................................... 125
Материализованная физическая карта генома человека. Геном
разбит на кусочки, и каждый кусочек с известным положением
в геноме клонирован и положен в отдельную лунку
микротитровальной чашки ....................................... 126
Расщепление ДНК на крупные перекрывающиеся блоки и
их "увековечивание" ......................................... 126
Возможность определения перекрываний без анализа
последовательности нуклеотидных звеньев ..................... 130
Цитогенетическая карта генома: разнообразная окраска
хромосом позволяет отличать их друг от друга.
Хромосомы человека отличаются от хромосом обезьян и
нормальные хромосомы - от очень больных ....................... 133
Хромосомы полосаты, каждая по-своему. Идиограммы хромосом ... 133
FISH не рыба, а способ картирования. Выуживание информации
с помощью гибридизации с хромосомами ........................ 137
Множественные рыбы и небо ................................... 140
Объединение (интегрирование) карты клонов и цитогенетической
карты приводит к метрической карте хромосом ................... 140
Новая идеология физического картирования - отслеживание
коротких секвенированных последовательностей генома,
ярлыков или STS. С помощью STS, удается просле живать
участки, их содержащие, где бы они не оказались ............... 142
Парасексуальная генетика позволяет получать гибридные
клетки, содержащие хромосомы из разных видов и осуществлять
картирование. Карта радиационных гибридов ..................... 145
Карты генов в геноме - это вовсе не генетические карты ........ 150
Поиск экспрессированных последовательностей. Снова ярлыки,
на этот раз экспрессирующиеся и секвенированные - EST ....... 151
Пара слов о Норзерн гибридизации ............................ 155
Заключение. Что дальше? ....................................... 155
Неслучайные цитаты ............................................ 155
Литература .................................................... 156
Глава 5
Охота за избранными генами, которые мы выбираем, потому что
их болезни - это наши болезни. Часть 1 ........................ 158
Мы изучаем себя через наши болезни, пытаясь понять, как
работает организм в норме, отраженной в кривом зеркале
патологий ..................................................... 158
Мимолетное знакомство с несколькими генетическими понятиями.
Генотип и фенотип ............................................. 160
Двоякая трактовка генотипа .................................. 160
Полиморфизм локуса или гена - это набор его разных аллелей,
встречающихся в популяции организмов данного вида ........... 162
Фенотип - это любые проявления генотипа. Признак - это
отдельный компонент (домен, модуль) фенотипа ................ 164
Геномы, транскриптомы и протеомы в связи с генотипом и
фенотипом ................................................... 166
Генетика имеет дело с наследованием генов и признаков ....... 166
Почему нас поражают болезни, зависящие от генов, и почему
их так много? ............................................... 170
Болезнь королевских домов Европы .............................. 170
Два слова о мужской хромосоме - Y ............................. 172
Один на 3000-4000 новорожденных мальчиков страдает тяжелым
наследственным заболеванием - мышечной дистрофией Дюшенна.
Поиск гена, который связан с этой болезнью .................... 174
Вместо введения - прочтем статью о мышечной дистрофии ....... 174
Начинаем охоту за геном, связанным с мышечной дистрофией
Дюшенна ..................................................... 174
Продолжение охоты за геном мышечной дистрофии.
Вступают в силу методы физического картирования ............. 176
Номенклатурное отступление.
Система обозначений генов человека .......................... 177
Продолжение продолжения охоты за геном DMD .................. 179
Найден кандидат на роль гена DMD. Но он ли это? ............. 181
Если это ген, то он должен транскрибироваться ............... 182
Эпилог с продолжением ....................................... 184
Неслучайные цитаты ............................................ 185
Литература .................................................... 185
Глава 6
Охота за избранными генами, которые мы выбираем, потому что
их болезни - это наши болезни. Часть 2 ........................ 187
Вместо введения - фрагмент истории генетического
картирования .................................................. 187
Группы крови как полиморфные маркеры, которые помогают
отслеживать гены .............................................. 189
Трехминутный экскурс в генетику групп крови АВО ............. 189
Группы крови и наследование синдрома Тернера-Кизера.
Знакомимся с понятия ми: сцепленность, гаплотип,
рекомбинация и генетическое расстояние ...................... 189
Пара слов о рекомбинациях. Сцепленность признаков ........... 193
Генетическое и физическое расстояние между аллелями.
Частота рекомбинаций и сцепление ............................ 197
Слияние гамет и рекомбинации приводят к тому,
что при значительном сходстве, потомки отличаются
от родителей непредсказуемо ................................. 199
Мера надежности экспериментального определения
сцепленности ................................................ 199
Полиморфизм генома выступает как источник генетических
маркеров, которые называют молекулярно-генетическими
маркерами, МГМ. Генетические маркеры помогают ловить гены,
сцепленные с ними ............................................. 200
Классический пример. Серповидно-клеточная анемия и
полиморфизм длин рестриктных фрагментов ..................... 202
Номенклатура молекулярно-генетических маркеров (МГМ) ........ 207
Клонирование генов болезни Хантингтона с использованием
полиморфизма длин рестриктных фрагментов как
молекулярно-генетических маркеров ........................... 207
ПДРФ - достоинства и недостатки ............................. 210
Твоя ли мать? ............................................... 211
Мини- и микросателлиты ...................................... 213
Полиморфизм МГМ позволяет обнаруживать наследственные
связи, осуществлять геномную дактилоскопию и устанавливать
индивидуальность ............................................ 215
Саузерн - хорошо, а ПЦР лучше ............................... 217
Мононуклеотидный полиморфизм
(single nucleotide polymorphism, SNP) ....................... 219
Сцепим SNP с признаком "волосатое ухо" ...................... 224
Неслучайные цитаты ............................................ 227
Литература .................................................... 228
Глава 7
От генетического картирования генов - к генетическому
картированию геномов .......................................... 231
Готовые коллекции клеток из семей, содержащих многочисленное
потомство, помогают исследователям в картировании генома и
идентификации генов ........................................... 233
Имея генетическую карту генома, можно перейти от случайного
поиска генов к систематическому их отлавливанию ............... 234
Чтобы улучшить точность картирования, мы отключаемся от
анализа семей и переключаемся на исследования популяций.
Неравновесное сцепление и ассоциативное картирование .......... 235
Что такое равновесное и неравновесное сцепление ............. 237
Наличие неравновесных сцеплений в популяции зависит
от ее истории ............................................... 239
Сцепление - это ассоциации аллелей в пределах семьи.
Неравновесное сцепление - это ассоциации аллелей в разных
семьях и в популяции в целом ................................ 242
Различие в скоростях рекомбинаций приводит к тому,
что в геномах существуют достаточно консервативные блоки
гаплотипов, разделенные вариабельными участками,
где рекомбинации происходят с высокой частотой .............. 244
Слишком много SNP потребовалось бы для полногеномного
сканирования в поиске генов ................................. 245
Неравновесное сцепление и блоки гаплотипов .................. 247
Не все ассоциации в популяции вызваны неравновесным
сцеплением .................................................. 253
Интегрированные карты геномов: объединение информации
физических и генетических карт ................................ 254
Возможность интеграции физических и генетических карт ....... 254
В интегрированной системе карт легко переходить от
абстрактных маркеров на генетической карте к их физическим
носителям на физической карте и, выделяя эти физические
носители, исследовать структуры генов и геномов ............. 256
Идентификация гена синдрома хрупкости Х-хромосомы с помощью
МГМ. Встречаемся с динамическими мутациями.
Разрешение парадоксов ......................................... 257
Парадокс Шермана в закономерностях наследования слабоумия,
связанного с хрупкостью Х-хромосомы ......................... 257
Цитогенетический дефект указывает на положение гена,
анализ сцеплений дает возможность его локализовать.
Использование библиотек генов - выделить клоны, содержащие
подозреваемый ген ........................................... 258
CpG островок указывает на положение гена. У больных он
метилирован, а у здоровых нет ............................... 260
Фрагмент Х-хромосомы, содержащий ген, найден.
Он удлиняется из поколения в поколение у больных.
Мутация, вызывающая болезнь, ведет себя динамично ........... 261
Странное поведение гена FMR-1 - основа странного
наследования болезни ........................................ 262
Позиционное и функциональное клонирование генов ............... 266
Анализ кандидатных генов .................................... 268
Неслучайные цитаты ............................................ 269
Литература .................................................... 271
Глава 8
Рутинные методы, спасительные надежды и чрезвычайные
сложности интегрированных мультидисциплинарных подходов
к проблеме жизнедеятельности .................................. 273
Что такое биоинформатика - взгляд "user'a" .................... 274
Разные определения биоинформатики ............................. 275
Для чего используют биоинформатику ............................ 279
От последовательности к высокопроизводительному анализу
данных ........................................................ 281
Базы данных ................................................... 282
Использование баз данных .................................... 284
Попытки интегрирования баз данных ............................. 285
Роль онтологии .............................................. 287
Проблема глобальных универсальных идентификаторов ........... 288
От функций молекул к более сложным функциям ................... 289
Мы должны быть просвещенными User'aми ......................... 291
Системная биология. Накапливаются данные - меняются
концепции. Необходимо все время иметь в виду, что мы
работаем с биологическими системами, а не с отдельными
молекулами .................................................... 292
От биологии, описывающей экспериментальные данные, -
к биологии, основанной на законах и принципах ................. 297
Системная или интегративная биология .......................... 297
In silico (компьютерные) модели живых клеток .................. 300
Сегодня мы имеем весьма детальное представление о том,
как устроена клетка, но это представление статичное ........... 301
Попытки массированного параллельного анализа компонентов
клетки на транскрипционном или белковом уровне in vitro ....... 301
Национальные институты здоровья США (NIH) призывают
исследовать клетку изнутри .................................... 303
Упремся в фенотип? ............................................ 306
Неслучайные цитаты ............................................ 308
Литература .................................................... 311
Глава 9
Секвенирование геномов. Полногеномные сиквенсы -
Грааль генетики или периодическая система биологии? ........... 313
Неизбежность, необходимость и недостаточность секвенирования
полных геномов ................................................ 313
Стратегия и тактика секвенирования ........................... 317
Клон за клоном шот-ган секвенирование ......................... 318
Собственно секвенирование: сравнение длин получаемых из
фрагментов нуклеиновой кислоты специфически
терминированных олигонуклеотидов ............................ 319
Клонирование в универсальные секвенирующие векторы
позволяет использовать для секвенса всех клонированных
фрагментов один и тот же праймер ............................ 319
Секвенирование субклонированных фрагментов по принципу
специфического обрыва синтеза ДНК-копии ..................... 320
Шот-ган секвенирование, восстановление структур вставок
в ВАС и полногеномная сборка крупных секвенированных
клонов ...................................................... 323
Полногеномное шот-ган секвенирование ........................ 324
Взаимодействие с компьютерами - основа успеха геномного
секвенирования .............................................. 324
Что это значит "законченная последовательность генома?" ..... 326
Дешифровка криптических текстов генома. Аннотация генома ...... 327
Аннотации на нуклеотидном уровне. Мосты между
последовательностями геномов и их физическими и
генетическими картами ....................................... 330
Где гены и чем они регулируются? ............................ 330
Где в геноме некодирующие регуляторные РНК и
цис-действующие регуляторные последовательности? ............ 337
Аннотации на уровне белков .................................. 337
Аннотации на уровне биологических процессов,
которые программирует геном ................................. 338
Взгляд на структуру генома человека с высоты птичьего
полета: геномный "ландшафт" крупным планом .................... 339
Геном - это мозаика участков с разными G+C составами .......... 340
Геном обеднен по содержанию динуклеотида CpG, но есть CpG
богатые "островки". Они часто встречаются вместе с генами ..... 341
Обратная связь между длиной хромосомы и частотой
рекомбинации на единицу длины ................................. 342
Геном человека обильно начинен повторяющимися
последовательностями разного типа. Парадокс С ................. 343
Виды повторов ............................................... 343
Повторы - это не бессмысленный мусор, но хранилище
информации об эволюции и источник факторов, влияющих на
функционирование генома ..................................... 344
Классы мобильных элементов .................................. 344
Транспозоны как созидательная сила эволюции ................. 347
Простые повторы последовательностей (SSR).
Микро- и минисателлиты ...................................... 348
Геном различен у индивидуумов не только с точки зрения
мононуклеотидных замен.
Существуют гораздо более крупные различия ..................... 348
Сегментные дупликации в человеческом геноме встречаются
часто ....................................................... 348
Некоторые люди имеют больше генов, чем другие ............... 350
Но что же с генами в геноме, последовательность которого
завершена, по крайней мере, в эухроматической части? .......... 351
Гены, кодирующие белки. Один ген - много белков ............. 351
Сравнение интрон-экзонной структуры генов человека,
дрозофилы и нематоды ........................................ 352
Альтернативный сплайсинг .................................... 352
На пути к исчерпывающему указателю генов человека ............. 353
Ранние оценки числа генов человека .......................... 354
В геноме человека значительно меньше генов, чем ожидалось,
и всего в два раза больше, чем у червяка. Парадокс N .......... 354
Множество генов программируют синтез только некодирующих
РНК ......................................................... 355
Серые дыры вселенной генома ................................. 356
Прогнозы прошлого и реалии сегодняшние
(выдержка из моего старого обзора) ............................ 356
Два слова о будущем ........................................... 358
Вместо заключения: выдержки из интервью Д. Уотсона журналу
"BioEssays", 21, 175-182(1999) ................................ 359
Неслучайные цитаты ............................................ 360
Литература .................................................... 364
Глава 10
Познать самого себя - кто поможет? Единое геномно-
информационное поле ........................................... 366
Общие принципы организации и функционирования биологических
систем ........................................................ 366
Насколько данные по последовательности геномов информативны
с точки зрения понимания механизмов основных биологических
принципов? .................................................... 367
Человек - главная цель познания в молекулярной генетике ....... 367
Модельные организмы ........................................... 372
Бактерии: модели, друзья и враги .............................. 373
Земля - планета бактерий .................................... 373
Человек - это гибрид человека и бактерий .................... 373
"Рабочая лошадь" генетики - Escherichia coli и другие ....... 374
Последовательности бактериальных геномов .................... 375
Saccharomyces sapiens - дрожжи премудрые ...................... 381
Геном дрожжей Saccharomyces cerevisiae ...................... 382
Множество дрожжей дают почву для множества размышлений ...... 386
Его величество червь
(The Worm - нематода Caenorhabditis elegans) .................. 386
Жизненный цикл нематоды Caenorhabditis elegans .............. 388
Развитие С. elegans ......................................... 388
Геном нематоды С. elegans ................................... 389
Два червяка лучше, чем один ................................. 390
Королева генетики - Дрозофила (Drosophila melanogaster) ....... 392
Дрозофила - научный интегратор .............................. 392
Томас Хант Морган и его ученики сделали дрозофилу "отцом"
и "матерью" современной генетики ............................ 393
Дело Моргана живет. Дрозофила не расстается
с современными генетиками ................................... 395
Жизненный цикл дрозофилы .................................... 396
Геном дрозофилы ............................................. 397
Дрозофила помогает понять механизмы развития организмов ..... 397
Монстры среди насекомых помогают найти гены, участвующие
в развитии .................................................. 397
Дрозофила дает уроки, как развиваются организмы и какие
гены участвуют в развитии ................................... 399
Программа развития или генетическая программа развития?
Давайте отказываться от генетического детерминизма
(геноцентризма) ............................................. 402
Дрозофила приобретает более близких родственников для
сравнительного анализа ...................................... 404
Африканская шпорцевая лягушка Xenopus laevis .................. 405
Рыба-зебра - конкурент лабораторной мыши ...................... 406
Рыба фугу - не модельный объект, но модельный геном ........... 407
Мышь - наш родственник по предку, жившему всего около
85 миллионов лет назад ........................................ 410
Что общего между нами и мышью?
Только ли то, что мы и мыши любим сыр? ...................... 412
Наш друг - собака ............................................. 414
Кошка, которая гуляет сама по себе ............................ 414
Крыса ......................................................... 415
Приматы ....................................................... 415
Наш ближайший родственник - шимпанзе .......................... 416
Извечный вопрос - что делает нас людьми? .................... 419
Единое геномно-информационное поле ............................ 421
Сравнение геномов в попытке понять, чем отличается бактерии
от дрожжей, а дрожжи от многоклеточных эукариот ............... 423
Чтобы стать эукариотом, нужно изобрести больше генов,
чем для того, чтобы стать затем многоклеточным .............. 424
Гены многоклеточности ....................................... 425
Различия между геномами млекопитающих и секвенированными
эукариотическими геномами беспозвоночных .................... 425
Консервативность геномов ...................................... 426
Консервативность структуры и функциональности белков ........ 426
Консервативность регуляторных элементов ..................... 427
Консервативность крупных сегментов генома относительно
содержания и порядка следования генов ....................... 427
Парадоксы геномного поля ...................................... 429
Старый парадокс С ........................................... 429
Количество генов, кодирующих белки, не прямо связано
со сложностью организма (парадокс N) ........................ 429
Скорость морфологической эволюции непропорциональна
скорости эволюции геномов ................................... 431
Мы все произошли от общего предка ............................. 431
Минимальное содержание генов, необходимое
для жизнедеятельности ......................................... 432
Происхождение эукариот (Doolittle, 1998) ...................... 433
Другие перспективы геномно-информационного поля ............... 433
Неслучайные цитаты ............................................ 434
Литература .................................................... 436
Словарь - некоторые термины ................................... 441
Приложение .................................................... 484
Список сокращений ............................................. 515
|