| Черняк А.С. О научном творчестве. - Иркутск: ИГУ, 2007. - 273 с. | |
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................... 4
1 НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ................... 8
1.1 Вводные положения ........................................ 8
1.2 Творческие способности ................................. 10
1.3 Примитивное и поверхностное мышление ................... 25
1.4 Сотрудничество ученых. Научный коллектив ............... 28
1.5 Научное творчество в прикладных исследованиях .......... 34
2 ОТДЕЛЬНО О СПОСОБНОСТИ К ЗАВЕРШЕНИЮ НАЧАТОГО ТВОРЧЕСКОГО
ТРУДА ....................................................... 37
3 ИНТУИЦИЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА ............................... 51
3.1 О проблеме ............................................. 51
3.2 Историческая канва ..................................... 53
3.3 Гносеология интуиции ................................... 57
3.4 Мнения и высказывания о роли, значении интуиции в
творчестве, о формах ее проявления ..................... 62
3.5 Дополнительные замечания об интуиции ................... 71
4 ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ В НАУЧНОЙ ЖИЗНИ ............................... 73
5 МЫСЛИ И СУЖДЕНИЯ О НАУКЕ, ТВОРЧЕСТВЕ, ЛЮДЯХ НАУКИ ........... 88
6. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ВЫСШЕЙ
ШКОЛЕ ...................................................... 107
6.1 Проблема единства теоретических и прикладных знаний
в преподавании естественных наук (на примере химии) ... 107
6.2 Размышления педагога .................................. 115
6.3 Жизнь кафедры ......................................... 130
6.4 Базовая химическая кафедра восточных регионов ......... 143
7 ОСНОВЫ ПОСТАНОВКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ................ 147
7.1 Методичность исследования ............................. 147
7.2 Комплексное использование методов ..................... 150
7.3 Критерии оценки результатов измерений ................. 151
7.4 Трудности интерпретации экспериментальных данных ...... 153
7.5 Применение ЭВМ в исследовании ......................... 156
7.6 Методические упрощения ................................ 160
7.7 Неожиданный или побочный результат .................... 162
7.8 Отчет о НИР, статья, заявка на изобретение ............ 165
7.9 Этика исследователя ................................... 168
8 ЛОМОНОСОВ И ХИМИЯ .......................................... 170
9 HAУKA И ИСКУССТВО .......................................... 182
10 ОБ АВТОРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР. САМОНАБЛЮЛЕНИЯ .................. 197
ПРИМЕЧАНИЯ .................................................... 229
ПРИЛОЖЕНИЯ (к главе 10) ....................................... 241
|
Рассмотрены основные вопросы научного творчества: творческие способности, интуиция как научная проблема, отрицательное в научной жизни, мысли и суждения о науке, творчестве, людях науки, некоторые аспекты педагогического творчества в высшей школе, основы постановки и выполнения исследования. Одна из глав посвящена общим чертам и особенностям творчества в науке и искусстве. Глава "Ломоносов и химия" написана с использованием прижизненных изданий трудов великого ученого. Книга заканчивается главой "Об авторе. Внутренний мир. Самонаблюдения". |
|