Коротяев А.И. Роль генетической и умственной систем информации в возникновении и развитии жизни на Земле (Нальчик, 2009). - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаКоротяев А.И. Роль генетической и умственной систем информации в возникновении и развитии жизни на Земле / А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. - Нальчик: Эльбрус, 2009. - 236 с.
Оглавление книги
Введение ........................................................ 3

Часть 1. Живая природа: неразрывное единство материи, энергии
         и сознания ............................................. 6

1  Основные этапы самозарождения и эволюции жизни на Земле ...... 6
2  Сущность жизни как биологического процесса ................... 7
3  ДНК и гены ................................................... 8
4  Биосинтез ДНК ............................................... 10
5  Ген - конструктор и хранитель жизни, а его продукт - белок
   - творец жизни .............................................. 11
6  Основные функции РНК ........................................ 12
7  Основные этапы биосинтеза белка ............................. 14
8  (Системы мобилизации энергии в живых существах .............. 21
9  Неразделимое единство материи (структуры), энергии и 
   сознания .................................................... 23
10 Почему невозможно самопроизвольное зарождение жизни на
   клеточном уровне ............................................ 24
11 Что такое первородные гены и первородные белки .............. 25
12 Еще раз об отношении материи и сознания, структуры и 
   функции, их совместной эволюции ............................. 27
13 "Разумное" поведение любого живого существа есть результат
   взаимосогласованной саморегуляции всех жизненных 
   процессов, саморегулируемых с помощью различных сигналов .... 28
14 Небиологические и биологические формы восприятия и 
   отражения сигналов .......................................... 31
15 Феномен зеркала как идеальный пример способности материи
   с помощью физических сигналов адекватно отражать 
   объективный мир, а органа зрения - воспринимать его таким,
   каким он существует ......................................... 32
16 Сложность функции зависит от сложности структуры ............ 32
17 Механизмы саморегуляции бактерий ............................ 33
18 О значении и эволюции механизмов саморегуляции .............. 35
19 Особенности механизмов саморегуляции в живых системах ....... 37
20 Общие свойства белка-фермента, обусловленные его
   структурой .................................................. 37
21 Саморегуляция на уровне клетки и на уровне многоклеточного
   организма ................................................... 38
22 Возникновение словесного (вербального) кода и разума.
   Возникновение новой формы жизни - социальной ................ 39
23 Особенности умственной (интеллектуальной) системы 
   информации .................................................. 40
24 Человек как продукт реализации генетической и умственной
   информации .................................................. 44
25 Специфичность системы саморегуляции на уровне системы
   иммунитета .................................................. 46
26 Материя породила сознание, но мысль (сознание) может
   материализоваться ........................................... 47
27 Наличие собственного генома - главный критерий живого
   организма ................................................... 49
Заключение ..................................................... 51

Часть 2. Зарождение и эволюция жизни на Земле: 
         I. Возникновение аминокодонов как главная 
         предпосылка одновременного самозарождения генов и 
         белков ................................................ 54

1  Роль углерода в возникновении различных органических 
   соединений .................................................. 54
2  Природа химических связей ................................... 56
3  Что такое первородные белки и первородные гены .............. 59
4  О коацерватной теории самозарождения жизни на Земле ......... 61
5  Генетический код и его особенности .......................... 63
6  Гипотезы возникновения генетического кода ................... 68
7  Аминокодоновая теория одновременного возникновения 
   первородных генов и первородных белков ...................... 73
8  Основные пути развития генетической системы ................. 90
9  Механизм биосинтеза ДНК ..................................... 94
10 Механизм биосинтеза белка ................................... 97
11 Рибосомы .................................................... 98
12 Транспортная РНК (тРНК) .................................... 101
13 Матричная РНК (мРНК) ....................................... 104
14 Цикл работы рибосомы ....................................... 106
15 О роли биологических мембран ............................... 107
16 Механизм размножения бактериальных клеток .................. 109
17 O микоплазмах .............................................. 111
18 L-трансформация бактерий ................................... 113
19 Последующие этапы эволюции живой природы ................... 113
20 Вопрос о природе и происхождении вирусов ................... 115
21 О плазмидах ................................................ 119
Заключение .................................................... 121

Часть 3. Зарождение и эволюция жизни на Земле: 
         II. Словесный код и роль его в возникновении и 
         эволюции новой формы жизни - социальной .............. 125

1  Огромное разнообразие первородных генов и первородных
   белков привело к возникновению огромного количества видов
   живых существ .............................................. 125
2  Возникновение умственной информации и словесного кода ...... 127
3  Сознание как форма адекватного взаимодействия
   материальных структур и пути его возможной эволюции ........ 128
4  Иммунная система как пример биологического механизма 
   саморегуляции одной из сложнейших функций организма ........ 131
5  Антитела-иммуноглобулины и природа их специфичности ........ 132
6  Кооперативное взаимодействие иммунокомпетентных клеток в 
   формировании иммунного ответа .............................. 135
7  Кровеносная и лимфатическая системы - главные 
   транспортные пути организма высших животных и человека ..... 139
8  Почему вода стала той средой, в которой произошло 
   самозарождение жизни на Земле .............................. 140
9  Ощущение и чувственное восприятие - две основные формы 
   восприятия сигналов из внешней среды ....................... 142
10 Нервная система как высшая форма саморегуляции поведения
   организма во внешней среде ................................. 143
11 Краткая характеристика органов чувств ...................... 144
12 Синапсы, их значение в восприятии сигналов с помощью 
   органов чувств ............................................. 148
13 Механизм передачи импульса по нервному волокну ............. 151
14 Значение словесного кода в формировании интеллектуальной
   информации ................................................. 154
15 Голосовой аппарат человека ................................. 154
16 Структура словесного кода .................................. 155
17 Основные этапы зарождения и развития человека .............. 156
18 Процесс освоения словесного кода и формирования 
   умственной информации ...................................... 158
19 Основные особенности словесного кода, его сходство
   с генетическим кодом и отличия от него ..................... 160
20 Языкознание, функции языка и слов .......................... 162
21 Что такое аппарат мышления ................................. 164
22 Об Интернете ............................................... 168
23 Человек как продукт реализации обеих систем информации -
   генетической и умственной .................................. 169
24 Еще раз о том, что есть сознание человека .................. 170
25 Действительно ли мысленное слово бестелесно? ............... 174
26 Неразгаданные тайны мышления ............................... 176
27 Сон как естественная форма отдыха организма ................ 178
28 Наличие различных уровней саморегуляции процесса 
   мышления ................................................... 182
29 Сны неестественные ......................................... 183
30 Действие некоторых микробных токсинов на ЦНС ............... 184
31 Другие формы нарушений функции аппарата мышления ........... 185
Заключение .................................................... 187

Часть 4. Человек как продукт развития генетической и 
         умственной систем информации ......................... 189

1  Действительно ли труд превратил обезьяну в человека? ....... 189
2  Примеры общественного поведения животных ................... 193
3  Основные предпосылки, определившие эволюцию человека в 
   сторону Homo sapiens ....................................... 196
4  Роль умственной информации в формировании человека как 
   Homo sapiens ............................................... 198
5  Роль накопления знаний для эффективной профессиональной
   деятельности ............................................... 201
6  Человек как биологический вид .............................. 203
7  Человек как продукт реализации не только генетической,
   но и умственной информации ................................. 206
Заключение .................................................... 210

Общее заключение .............................................. 213
Литература .................................................... 228

Монография доктора биологических наук А.И. Коротяева и кандидата медицинских наук С.А. Бабичева состоит из введения, четырех частей, общего заключения и списка литературы. Часть первая "Живая материя: неразрывное единство материи, энергии и сознания" рассматривает общие свойства живой природы. Часть вторая "Зарождение и эволюция жизни на Земле: I. Возникновение аминокодонов как главная предпосылка одновременного самозарождения генов и белков" обосновывает главные положения аминокодоновой гипотезы. Часть третья "Зарождение и эволюция жизни на Земле: II. Словесный код и роль его в возникновении и эволюции новой формы жизни - социальной" рассматривает эволюцию сознания и роль в этом слова. Часть четвертая "Человек как продукт развития генетической и умственной систем информации" анализирует главные генетические предпосылки в эволюции человека как вида.
Монография может представлять интерес для студентов и аспирантов медицинских вузов и биологических факультетов университетов, преподавателей вузов, генетиков, врачей, философов, лингвистов, а также всех читателей, задумывающихся о происхождении и развитии жизни на Земле.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:21:12 2019. Размер: 19,747 bytes.
Посещение N 3012 c 03.08.2010