Сибирь на перекрестье мировых религий (Новосибирск, 2009). - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаСибирь на перекрестье мировых религий: материалы четвертой межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. памяти выдающегося ученого и педагога, специалиста по библеистике, проф. НГУ М.И.Рижского / отв. ред. Покровский Н.Н. - Новосибирск: НГУ, 2009. - 457 с.
Оглавление книги
Пиков Г.Г. Книга М.И. Рижского "Что такое Библия?" в контексте
   истории советского религиоведения ............................ 6

          I. РЕЛИГИЯ В СОЦИУМЕ. ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Аблажей А.М. Православные миссионерские школы на Обском 
   Севере (вторая половина XIX - начало XX века) ............... 16
Аванесов С.С. Антропологическое измерение библейской 
   теологии .................................................... 20
Антипов Г.А. От знания к вере. Пути эволюции религиозного
   сознания .................................................... 24
Донских О.А. Встать на позицию Бога ............................ 29
Кошлаков Д.М. Особенности современной религиозности ............ 35
Логинов А.В. Мелхиседек - царь Содома, или где находился 
   отверженный город ........................................... 39
Лянгузова Ю.Н. Проблема религиозной самоидентификации в
   современном обществе ........................................ 42
Макарова Н.И. Влияние мистицизма любви на живопись северного
   Возрождения ................................................. 47
Панченко А.Б. Концепт "симфоническая личность" в дискурсе
   классического евразийства и его христианская составляющая ... 52
Пиков Г.Г. О некоторых аспектах взаимоотношения науки и 
   религии в истории европейской культуры ...................... 56
Портных В.А. Крестовые походы и исторические книги Ветхого
   Завета: опыт аргументации Гумберта Романского ............... 64
Сосковец А.И. Институт научного атеизма в системе
   антирелигиозной политики советского государства ............. 69
Шерстова А.И. Некоторые аспекты теории и типологии 
   этноконфессиональных общностей .............................. 76
Штуден А.А. Путь человека к себе: противостояние естества и
   духа ........................................................ 82

          II. ПАМЯТНИКИ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Антипов М.А., диакон Иоанн Реморов. Никодим (Казанцев), 
   первый епископ Красноярский, как переводчик Библии .......... 87
Белоус А.А. Модификация состава и языка Минейного 
   Торжественника в списках новой редакции ..................... 93
Вдовкина А.С. Русизмы и церковнославянизмы в новых 
   церковнославянских текстах .................................. 98
Долгушина А.В. Философская терминология в славянском переводе
   "Слов" Святителя Григория Богослова ........................ 104
Мусорин А.Ю. Теонимическая лексика древнейших памятников
   славянской письменности .................................... 111
Реморова Е.Е. Замечания Н.Н. Глубоковского на 
   Четвероевангелие как этап в истории перевода Библии на
   русский язык ............................................... 115
Щеглова О.Г. Стишной Пролог как тип древнерусского сборника ... 119

      III. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА ВОСТОКЕ РОССИИ

Спесивцева В.А. Сюжеты "Книги Бытия" в "Хронике..." Мачея
   Стрыйковского .............................................. 123
Севастьянова С.К. Книга Кормчая в эпистолярных сочинениях
   патриарха Никона ........................................... 129
Люцидарская А.А. Православие в Сибири: отношение к вопросам
   веры государевых служилых людей XVII - начала XVIII в. ..... 134
Мангилев Петр, прот. Образ старца Далмата в сочинениях,
   созданных в Далматовском Успенском монастыре в XVIII в. .... 138
Асочакова В.Н. К вопросу о христианизации Хакасско-
   Минусинского края в XVIII-XIX вв. .......................... 145
Юшковский В.Д. К вопросу о нравственном выборе и религиозном
   мироощущении декабристов ................................... 149
Туманик Е.Н. Декабрист А.Н. Муравьев: переводы Библии и
   общественно-политические взгляды ........................... 154
Мангилева А.В. Духовенство и интеллигенция в творчестве
   Д.Н. Мамина-Сибиряка ....................................... 160
Игумен Иннокентии (Ерохин В.В.) Духовно-нравственные и 
   социальные предпосылки открытия в Приморье первых 
   монастырей во второй половине XIX - начале XX в. ........... 164
Матханова Н.П. Мемуарное наследие сотрудников Алтайской
   духовной миссии (XIX век) .................................. 170
Шиловский М.В. Русская православная церковь в условиях 
   массового переселения в Сибирь конца XIX - начала XX в. .... 176
Беспокойный А.В. "Пермская старина" А. А. Дмитриева как
   источник по истории распространения христианства среди 
   "инородцев" Пермского Зауралья ............................. 180
Болонев Ф.Ф. Старообрядческие общины Тарбагатайской волости
   Верхнеудинского округа в 1820-1840-е гг. ................... 185
Зольникова Н.Д. Апелляция о. Симеона: столкновение двух 
   культур .................................................... 189
Куприянова И.В. Проблема восстановления старообрядческой
   белокриницкой общины Барнаула в послевоенный период 
   (1940-1960-е гг.) .......................................... 196
Петров С.Г. Военный священник Сибирского запасного полка в
   годы Первой мировой войны .................................. 200

           IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ В АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ
               И ПАЛЕОЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Бродянский Д.А. Археология и религия. Проблемы изучения 
   древних культур Дальнего Востока ........................... 205
Ларичев В.Е. "Книги верований" древнего Забайкалья (знаковые
   "записи" лунно-солнечного времени в наскальном искусстве
   эпохи палеометалла Восточной Сибири) ....................... 207
Табарев А.В. По следам загадочного танца ...................... 215
Соловьева Е.А. Антропоморфная пластика догу: семантика
   сакральных образов ......................................... 220
Дашковский П.К. К вопросу о сущности религии тюрок 
   Центральной Азии раннего Средневековья: 
   историографический аспект .................................. 228
Ташаурова Л.В., Кромм И.Д. Коллекция крестов-тельников из 
   археологических памятников Омского Прииртышья: 
   источниковедческие аспекты ................................. 236
Селезнева И.А. К вопросу об этнологическом подходе к 
   изучению культа святых в сибирском исламе (теоретические
   заметки) ................................................... 242
Терехин С.А. Об охране святых мест коренных малочисленных
   народов Севера в Ханты-Мансийском округе - Югре ............ 245
Лбова Л.В., Запекина Л.И. Историко-археологическая 
   экспертиза территории Троицкого Селенгинского монастыря в
   Забайкалье ................................................. 248

                       V. ЭТНОС И РЕЛИГИЯ

Бурнаков В.А. Медведь и Эрлик-хан: к вопросу о культе 
   предков у хакасов .......................................... 252
Клешев В.А. Демонология алтайцев: традиции и современность .... 258
Цыденова Д.Ц. Жизненное начало и душа человека в 
   традиционных воззрениях агинских бурят ..................... 262
Бадмаев А.А. Трансформация похоронно-погребальной обрядности
   бурят Иркутской губернии в XIX в. .......................... 269
Сураганова 3.К. Благопожелания у казахов: сакральные смыслы
   словесного дарения ......................................... 275
Черных А.В. Этноконфессиональные процессы у удмуртов 
   Пермского края: моление в святилище Керемет (конец ХГХ -
   начало XXI в.) ............................................. 278
Березиков Н.А. Православный вариант христианства и военная
   этика русских (на примере русских казаков Сибири
   XVII в.) ................................................... 283
Выдрин Е.В. Миссионерская деятельность в Туруханском крае в
   1845 - середине 1850-х гг. ................................. 288
Николаев В.В. Христианизация коренного населения предгорий
   Северного Алтая (XIX-XX вв.): этапы и методы	............... 292
Тадышева Н.О. Христианство и богослужебная литература.
   Техники перевода на алтайский язык ......................... 296
Галкина Т.Н. Из истории православия в Туве .................... 300
Севостьянов А.Н. Тува начала XX в. глазами православного 
   миссионера ................................................. 304
Голева Т.Г. Читальщицы в религиозной обрядности северных 
   коми-пермяков .............................................. 307
Шитова Н.И. Традиции чашничества у староверов Уймонской
   долины Горного Алтая ....................................... 314
Мальцева О.В. Православная миссия в среде амурских и 
   горинских нанайцев (конец XIX - начало XX в.) .............. 318
Майничева А.Ю. Строительство первого православного 
   молитвенного дома в китайской деревне Дундинан ............. 322
Коркин И.А. Православные храмы Иркутска: элементы 
   синкретизма в архитектурном декоре ......................... 326

          VI. СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Самушкина Е.В. Сакрализация как фактор формирования 
   современных этноисторических концепций символьной элитой
   Саяно-Алтая ................................................ 330
Овчарова М.А. Характеристика религиозных воззрений мордвы
   Алтайского края: прошлое и современность ................... 335
Любимова Г.В. Способы организации исторической памяти в 
   эсхатологических повествованиях современных старообрядцев
   Саяно-Алтая ................................................ 340
Строгова Е.А. Народная религиозность русских старожилов
   Якутии в начале XXI в. ..................................... 344
Фурсова Е.Ф. Феномен всероссийского Крестного хода в Сибири
   начала XXI века (по рассказам участников) .................. 346
Баранцева Н.А. Некоторые аспекты этноконфессиональных 
   отношений населения юга Средней Сибири в конце XIX -
   XX в. ...................................................... 349
Смирнова Т.Б. Причины изменения конфессионального состава
   немецкого населения Сибири в. XX - начале XXI в. ........... 355
Королева А.А., Королев А.А. К вопросу об исламском 
   "Ренессансе" в постсоветской России (по материалам 
   Среднего Поволжья) ......................................... 361
Атнагулов И.Р. Религиозное состояние нагайбаков: история и
   современность .............................................. 366
Мустафина Р.М. Религии в суверенном Казахстане ................ 371
Тадина Н.А. Современный бурханизм (автоэтнографический
   этюд) ...................................................... 374
Малахашъко У.В. Томская община Международного общества 
   сознания Кришны ............................................ 379
Блинова А.Н. Религия в жизни немецкого населения Западной 
   Сибири и ее роль в социализации детей. История и 
   современность .............................................. 384
Попова Н.Г. Этноконфессиональные ориентации современной 
   молодежи в городах Западно-Сибирского региона .............. 389
Октябрьская И.В., Жандарова Я.В. Этнические и 
   конфессиональные приоритеты в системе ценностей молодежи
   Сургутского района ХМАО-Югры ............................... 392

           VII. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСТОКА

Гирченко Е.А. Организация ритуала в Древнем Шу ................ 395
Кудинова М.А. Собака как первопредок и культурный герой в 
   мифах и обрядах народов Китая .............................. 400
Комиссаров С.А., Хачатурян О.А. Циньский погребальный
   ритуал ..................................................... 405
Войтишек Е.Э., Милосердова Ю.О. Генезис визуальных образов 
   нечистой силы в японских "рассказах об удивительном"
   эпохи Эдо .................................................. 409
Завьялова Т.Г. Связь религиозного даосизма и стратагемной
   теории в Китае ............................................. 412
Ибрагимова Р.Р. Религиозно-философские учения Китая в 
   отражении российских авторов (XVII - первая половина
   XVIII в.) .................................................. 417
Бичеев Б.А. Сотериология буддизма махаяны ..................... 420
Опей-оол У.П. Этноконфессиональные аспекты взаимодействия
   буддизма, тэнгрианства и шаманизма в Центральной Азии ...... 422
Бернюкевич Т.В. Буддийские идеи и реминисценции в философии
   и литературе России (конца XIX - первой половины XX вв.) ... 427
Уланов М.С. Традиционный и "глобализированный" буддизм в 
   современной России: проблема взаимоотношений ............... 432
Пластун В.Н. Новые тенденции в современном исламе ............. 436
Габдрахманова Г.Ф. Ислам и экономика: формирование научных
   подходов анализа ........................................... 443
Василенко Т.Е., Комиссаров С.А. Положение мусульман-хуэй в
   современном Китае .......................................... 449

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ........................................... 452

Данное издание включает публикации участников IV Межрегиональной научно-практической конференции "Сибирь на перекрестье мировых религий", посвященной памяти известного ученого и педагога, специалиста по библеистике, профессора Новосибирского государственного университета М. И. Рижского. Религиоведческая тематика представлена семью разделами: "Религия в социуме. Проблемы религиоведения"; "Памятники церковнославянской письменности"; "Проблемы истории православия на востоке России"; "Религиозные верования в археологических и палеоэтнографических исследованиях"; "Этнос и религия"; "Современные этноконфессиональные процессы"; "Религиозно-философские системы Востока". Сборник носит междисциплинарный характер, в нем представлены результаты исследований историков, археологов, этнографов, филологов, философов, культурологов, религиоведов.
Предназначен для специалистов и всех интересующихся вопросами религии и историей духовной культуры.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:21:00 2019. Размер: 26,065 bytes.
Посещение N 3749 c 18.05.2010