| Российская психология: антология / авт.-сост. Ждан А.Н. - М.: Альма Матер, 2009. - 1279 с. | |
А.Н. Ждан: Общий очерк истории психологии в России .............. 3
Часть первая. Первые программы построения психологии как
самостоятельной науки ........................................ 3
П.Д. Юркевич: "Предмет психологии дан во внутреннем
самовоззрении" .............................................. 29
Язык физиологов и психологов ................................ 29
М.И. Владиславлев: Психология .................................. 37
Н.Я. Грот: "Психический оборот (процесс) как единство
субъективных и объективных моментов" ........................ 80
Значение чувствований в ряду психических явлений ............ 80
Основания экспериментальной психологии ..................... 103
М.М. Троицкий: Наука о духе. Общие свойства и законы
человеческого духа ......................................... 138
И.М. Сеченов: "Психология как наука о происхождении
психических деятельностей" ................................. 150
Рефлексы головного мозга ................................... 150
Кому и как разрабатывать психологию ........................ 154
К.Д. Кавелин: "О программе и методах психологических
исследований" .............................................. 166
Задачи психологии .......................................... 166
A.M. Лопатин: "Сила и слабость психологии коренятся в ее
основном методе. Этот метод есть самонаблюдение" ........... 205
Метод самонаблюдения в психологии .......................... 205
Н.О. Лосский: Психология с точки зрения волюнтаризма .......... 245
Волюнтаристическое учение о воле ........................... 245
С.Л. Франк: Душа человека как предмет психологии .............. 280
Душа человека. Опыт введения в философскую психологию ...... 280
Г.И. Челпанов: Предмет, задачи и методы современной
психологии ................................................. 291
Сущность проблемы восприятия пространства .................. 291
О предмете психологии ...................................... 299
Об отношении психологии к философии ........................ 314
Об экспериментальном методе в психологии ................... 324
Об аналитическом методе в психологии (Статья 1-я) .......... 340
Об аналитическом методе в психологии (Статья 2-я) .......... 353
А.И. Введенский: "Надо разрабатывать психологию без всякой
метафизики" ................................................ 368
Психология без всякой метафизики ........................... 368
Психологический институт имени Л.Г. Щукиной ................ 394
В.М. Бехтерев: Естественно-научная психология как
объективная наука .......................................... 399
Сознание и его границы ..................................... 399
Психика и жизнь ............................................ 420
Часть вторая. Становление экспериментальной и прикладной
психологии ................................................. 425
А.А. Потебня: Язык и сознание ................................. 427
Мысль и язык ............................................... 427
К.Д. Ушинский: "Чтобы воспитывать человека во всех
отношениях, его надо раньше узнать во всех отношениях" ..... 436
Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической
антропологии ............................................... 436
Г.Я. Трошин: "Кто хочет знать нормальных детей, должен
изучать ненормальных" ...................................... 441
Антропологические основы воспитания. Сравнительная
психология нормальных и ненормальных детей ................. 442
И.А. Сикорский: Психология в школе и в жизни .................. 449
О явлениях утомления при умственной работе у детей
школьного возраста ......................................... 450
Черты из психологии славян ................................. 457
В.Х. Кандинский: Восприятия, галлюцинации и
псевдогаллюцинации ......................................... 468
О псевдогаллюцинациях ...................................... 468
Н.Н. Ланге: О значении эксперимента в современной
психологии ................................................. 474
Отчет о докторском диспуте Н.Н. Ланге ...................... 474
Психология экспериментальная ............................... 515
А.А. Токарский: Приложение эксперимента в психологии .......... 522
Ардалион Ардалионович Токарский (некролог) ................. 522
О методах психологического исследования .................... 526
В.Ф. Чиж: О лабораториях экспериментальной психологии в
России ..................................................... 537
Письмо в редакцию журнала "Вопросы философии и
психологии" ................................................ 537
А.Ф. Лазурский: Естественный эксперимент и его школьное
применение ................................................. 542
О естественном эксперименте ................................ 542
Личность и воспитание ...................................... 551
Г.И. Россолимо: Психологические профили ....................... 562
"Психологические профили " дефективных учащихся
(в отношении возраста, пола, степени отсталости и пр.) ..... 562
А.Ф. Кони: Психология в судебной практике ..................... 590
Психология и свидетельские показания (Практические
заметки) ................................................... 590
Л.И. Петражицкий: Психология человека и право ................. 612
Психологические основы теорий нравственности и права ....... 612
Часть третья. Психология и религия ............................ 619
В.А. Жуковский: "Все, что душа, нетленно" ..................... 621
Христианская философия ..................................... 621
О меланхолии в жизни и в поэзии ............................ 623
П.Д. Юркевич. Сердце и его значение в духовной жизни
человека по учению слова Божия ............................. 634
Ф.А. Голубинский: "В нас содержится живой образ существа
бесконечного" .............................................. 638
Умозрительная психология ................................... 638
Ю.Ф. Самарин: Высшее начало личности - начало религиозное ..... 657
Разбор сочинения К.Д. Кавелина "Задачи психологии" ......... 657
В.И. Несмелов: Загадка человека ............................... 659
Наука о человеке ........................................... 659
Часть четвертая. Психология советского периода ................ 671
В.Н. Ивановский: Методология общая и психологическая .......... 673
Методологическое введение в науку и философию .............. 673
Педология .................................................. 695
П.П. Блонский: Педология ...................................... 695
О педологических извращениях в системе наркомпросов
(Постановление ЦК ВКП(б) 4 июля 1936 г.) ................... 729
Г.Г. Шпет: Психология социального бытия ....................... 733
Внутренняя форма слова ..................................... 734
Введение в этническую психологию ........................... 762
В.А. Вагнер: Объективные методы изучения психики животных ..... 772
Биопсихология субъективная и объективная ................... 772
А.Н. Северцов: Психика как фактор эволюции .................... 789
Эволюция и психика ......................................... 789
И.П. Павлов: Физиология высшей нервной деятельности и
психологическая наука ...................................... 795
Условный рефлекс ........................................... 795
Письмо к молодежи .......................................... 813
А.А. Ухтомский: Доминанта ..................................... 815
Доминанта как рабочий принцип нервных центров .............. 815
Автобиография А.А. Ухтомского .............................. 828
И.А. Бернштейн: Физиология движений и физиология активности ... 831
О построении движений ...................................... 831
В.М. Бехтерев: Общие основы рефлексологии человека ............ 857
Заключение методологической секции Общества
рефлексологии, неврологии, гипнологии и биологической
физики о дискуссии "Рефлексология или психология" .......... 883
М.Я. Басов: Структурные формы поведения (деятельности) ........ 885
Основные структурные формы ................................. 885
В.Н. Мясищев: Психологическая концепция личности и ее
отношений .................................................. 896
Личность и отношения человека (вместо заключения) .......... 896
К.Н. Корнилов: Реактологическая психология .................... 906
Учение о реакциях человека с психологической точки зрения
("Реактология") ............................................ 907
Психология и марксизм ...................................... 922
Итоги дискуссии по реактологической психологии (Резолюция
общего собрания ячейки ВКП(б) Государственного института
ПП и П от 6/VI 1931 г.) .................................... 923
П.П. Блонский: "Я стремлюсь положить в основу психологии
идею развития" ............................................. 934
О современной ситуации в психологии ........................ 934
Генетическая теория памяти ................................. 936
С.Л. Рубинштейн: Предмет и задачи психологии как науки ........ 942
Природа психического и специфика его познания .............. 942
Проблемы психологии в трудах Карла Маркса .................. 954
Л.С. Выготский: Культурно-историческая психология ............. 979
Проблема культурного развития ребенка ...................... 979
Психотехника и педология ................................... 996
А.Р. Лурия: Психология в системе естествознания и
общественных наук ......................................... 1015
О естественно-научных основах психологии .................. 1015
Психология как историческая наука ......................... 1036
Три основных функциональных блока мозга ................... 1049
Б.В. Зейгарник. "Эффект Зейгарник": становление общей
патопсихологии ............................................ 1066
Принципы построения патопсихологического исследования ..... 1066
А.Н. Леонтьев: Психологическая теория деятельности ........... 1090
Деятельность и сознание ................................... 1090
А.В. Запорожец: Основы теории и практики дошкольного
воспитания ................................................ 1112
Основные проблемы онтогенеза психики ...................... 1112
Д.Б. Эльконин: "Процесс психического развития историчен и
конкретен" ................................................ 1149
К проблеме периодизации психического развития в детском
возрасте .................................................. 1149
П.Я. Гальперин: Ориентировочная деятельность как предмет
психологии ................................................ 1168
Введение в психологию ..................................... 1168
А.А.Смирнов: Память и деятельность ........................... 1182
Проблемы психологии запоминания ........................... 1182
Б.М. Теплов: Психология индивидуальности ..................... 1194
О некоторых общих вопросах разработки истории
психологии ................................................ 1194
Типологические свойства нервной системы и их значение
для психологии ............................................ 1202
Б.Г. Ананьев: Человек как предмет познания ................... 1223
Подступы к проблеме человеческой индивидуальности ......... 1223
Д.Н. Узнадзе: Теория установки ............................... 1233
Общее учение об установке ................................. 1233
Внутренняя форма языка .................................... 1252
|
Антология включает статьи и обширные фрагменты из классических трудов русских философов, психологов, деятелей культуры и других социальных наук XIX-XX вв. — Н.Я. Грота, К.Д. Кавелина, Л.М. Лопатина, Г.И. Челпанова, И.А. Сикорского, В.М. Бехтерева, Г.И. Россолимо, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других выдающихся представителей русской психологической мысли. Тексты позволяют воссоздать процесс становления и развития русской психологии, понять ее связь с историко-культурными традициями, социальными и идейными запросами общества, оценить сделанный отечественными учеными вклад в мировую психологическую науку.
Для специалистов в области психологии, философии и смежных наук, студентов и аспирантов гуманитарных факультетов, а также всех, кто интересуется развитием отечественных
психологических школ. |
|