Российская психология: антология (М., 2009). - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаРоссийская психология: антология / авт.-сост. Ждан А.Н. - М.: Альма Матер, 2009. - 1279 с.
Оглавление книги
А.Н. Ждан: Общий очерк истории психологии в России .............. 3

Часть первая. Первые программы построения психологии как 
   самостоятельной науки ........................................ 3

П.Д. Юркевич: "Предмет психологии дан во внутреннем
   самовоззрении" .............................................. 29
   Язык физиологов и психологов ................................ 29
М.И. Владиславлев: Психология .................................. 37
Н.Я. Грот: "Психический оборот (процесс) как единство
   субъективных и объективных моментов" ........................ 80
   Значение чувствований в ряду психических явлений ............ 80
   Основания экспериментальной психологии ..................... 103
М.М. Троицкий: Наука о духе. Общие свойства и законы
   человеческого духа ......................................... 138
И.М. Сеченов: "Психология как наука о происхождении
   психических деятельностей" ................................. 150
   Рефлексы головного мозга ................................... 150
   Кому и как разрабатывать психологию ........................ 154
К.Д. Кавелин: "О программе и методах психологических 
   исследований" .............................................. 166
   Задачи психологии .......................................... 166
A.M. Лопатин: "Сила и слабость психологии коренятся в ее 
   основном методе. Этот метод есть самонаблюдение" ........... 205
   Метод самонаблюдения в психологии .......................... 205
Н.О. Лосский: Психология с точки зрения волюнтаризма .......... 245
   Волюнтаристическое учение о воле ........................... 245
С.Л. Франк: Душа человека как предмет психологии .............. 280
   Душа человека. Опыт введения в философскую психологию ...... 280
Г.И. Челпанов: Предмет, задачи и методы современной 
   психологии ................................................. 291
   Сущность проблемы восприятия пространства .................. 291
   О предмете психологии ...................................... 299
   Об отношении психологии к философии ........................ 314
   Об экспериментальном методе в психологии ................... 324
   Об аналитическом методе в психологии (Статья 1-я) .......... 340
   Об аналитическом методе в психологии (Статья 2-я) .......... 353
А.И. Введенский: "Надо разрабатывать психологию без всякой
   метафизики" ................................................ 368
   Психология без всякой метафизики ........................... 368
   Психологический институт имени Л.Г. Щукиной ................ 394
В.М. Бехтерев: Естественно-научная психология как 
   объективная наука .......................................... 399
   Сознание и его границы ..................................... 399
   Психика и жизнь ............................................ 420

Часть вторая. Становление экспериментальной и прикладной 
   психологии ................................................. 425

А.А. Потебня: Язык и сознание ................................. 427
   Мысль и язык ............................................... 427
К.Д. Ушинский: "Чтобы воспитывать человека во всех 
   отношениях, его надо раньше узнать во всех отношениях" ..... 436
   Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической 
   антропологии ............................................... 436
Г.Я. Трошин: "Кто хочет знать нормальных детей, должен 
   изучать ненормальных" ...................................... 441
   Антропологические основы воспитания. Сравнительная 
   психология нормальных и ненормальных детей ................. 442
И.А. Сикорский: Психология в школе и в жизни .................. 449
   О явлениях утомления при умственной работе у детей 
   школьного возраста ......................................... 450
   Черты из психологии славян ................................. 457
В.Х. Кандинский: Восприятия, галлюцинации и 
   псевдогаллюцинации ......................................... 468
   О псевдогаллюцинациях ...................................... 468
Н.Н. Ланге: О значении эксперимента в современной 
   психологии ................................................. 474
   Отчет о докторском диспуте Н.Н. Ланге ...................... 474
   Психология экспериментальная ............................... 515
А.А. Токарский: Приложение эксперимента в психологии .......... 522
   Ардалион Ардалионович Токарский (некролог) ................. 522
   О методах психологического исследования .................... 526
В.Ф. Чиж: О лабораториях экспериментальной психологии в 
   России ..................................................... 537
   Письмо в редакцию журнала "Вопросы философии и 
   психологии" ................................................ 537
А.Ф. Лазурский: Естественный эксперимент и его школьное 
   применение ................................................. 542
   О естественном эксперименте ................................ 542
   Личность и воспитание ...................................... 551
Г.И. Россолимо: Психологические профили ....................... 562
   "Психологические профили " дефективных учащихся
   (в отношении возраста, пола, степени отсталости и пр.) ..... 562
А.Ф. Кони: Психология в судебной практике ..................... 590
   Психология и свидетельские показания (Практические
   заметки) ................................................... 590
Л.И. Петражицкий: Психология человека и право ................. 612
   Психологические основы теорий нравственности и права ....... 612

Часть третья. Психология и религия ............................ 619

В.А. Жуковский: "Все, что душа, нетленно" ..................... 621
   Христианская философия ..................................... 621
   О меланхолии в жизни и в поэзии ............................ 623
П.Д. Юркевич. Сердце и его значение в духовной жизни 
   человека по учению слова Божия ............................. 634
Ф.А. Голубинский: "В нас содержится живой образ существа 
   бесконечного" .............................................. 638
   Умозрительная психология ................................... 638
Ю.Ф. Самарин: Высшее начало личности - начало религиозное ..... 657
   Разбор сочинения К.Д. Кавелина "Задачи психологии" ......... 657
В.И. Несмелов: Загадка человека ............................... 659
   Наука о человеке ........................................... 659

Часть четвертая. Психология советского периода ................ 671

В.Н. Ивановский: Методология общая и психологическая .......... 673
   Методологическое введение в науку и философию .............. 673
   Педология .................................................. 695
П.П. Блонский: Педология ...................................... 695
   О педологических извращениях в системе наркомпросов
   (Постановление ЦК ВКП(б) 4 июля 1936 г.) ................... 729
Г.Г. Шпет: Психология социального бытия ....................... 733
   Внутренняя форма слова ..................................... 734
   Введение в этническую психологию ........................... 762
В.А. Вагнер: Объективные методы изучения психики животных ..... 772
   Биопсихология субъективная и объективная ................... 772
А.Н. Северцов: Психика как фактор эволюции .................... 789
   Эволюция и психика ......................................... 789
И.П. Павлов: Физиология высшей нервной деятельности и
   психологическая наука ...................................... 795
   Условный рефлекс ........................................... 795
   Письмо к молодежи .......................................... 813
А.А. Ухтомский: Доминанта ..................................... 815
   Доминанта как рабочий принцип нервных центров .............. 815
   Автобиография А.А. Ухтомского .............................. 828
И.А. Бернштейн: Физиология движений и физиология активности ... 831
   О построении движений ...................................... 831
В.М. Бехтерев: Общие основы рефлексологии человека ............ 857
Заключение методологической секции Общества 
рефлексологии, неврологии, гипнологии и биологической 
   физики о дискуссии "Рефлексология или психология" .......... 883
М.Я. Басов: Структурные формы поведения (деятельности) ........ 885
   Основные структурные формы ................................. 885
В.Н. Мясищев: Психологическая концепция личности и ее 
   отношений .................................................. 896
   Личность и отношения человека (вместо заключения) .......... 896
К.Н. Корнилов: Реактологическая психология .................... 906
   Учение о реакциях человека с психологической точки зрения
   ("Реактология") ............................................ 907
   Психология и марксизм ...................................... 922
   Итоги дискуссии по реактологической психологии (Резолюция
   общего собрания ячейки ВКП(б) Государственного института
   ПП и П от 6/VI 1931 г.) .................................... 923
П.П. Блонский: "Я стремлюсь положить в основу психологии
   идею развития" ............................................. 934
   О современной ситуации в психологии ........................ 934
   Генетическая теория памяти ................................. 936
С.Л. Рубинштейн: Предмет и задачи психологии как науки ........ 942
   Природа психического и специфика его познания .............. 942
   Проблемы психологии в трудах Карла Маркса .................. 954
Л.С. Выготский: Культурно-историческая психология ............. 979
   Проблема культурного развития ребенка ...................... 979
   Психотехника и педология ................................... 996
А.Р. Лурия: Психология в системе естествознания и 
   общественных наук ......................................... 1015
   О естественно-научных основах психологии .................. 1015
   Психология как историческая наука ......................... 1036
   Три основных функциональных блока мозга ................... 1049
Б.В. Зейгарник. "Эффект Зейгарник": становление общей
   патопсихологии ............................................ 1066
   Принципы построения патопсихологического исследования ..... 1066
А.Н. Леонтьев: Психологическая теория деятельности ........... 1090
   Деятельность и сознание ................................... 1090
А.В. Запорожец: Основы теории и практики дошкольного
   воспитания ................................................ 1112
   Основные проблемы онтогенеза психики ...................... 1112
Д.Б. Эльконин: "Процесс психического развития историчен и 
   конкретен" ................................................ 1149
   К проблеме периодизации психического развития в детском
   возрасте .................................................. 1149
П.Я. Гальперин: Ориентировочная деятельность как предмет
   психологии ................................................ 1168
   Введение в психологию ..................................... 1168
А.А.Смирнов: Память и деятельность ........................... 1182
   Проблемы психологии запоминания ........................... 1182
Б.М. Теплов: Психология индивидуальности ..................... 1194
   О некоторых общих вопросах разработки истории 
   психологии ................................................ 1194
   Типологические свойства нервной системы и их значение 
   для психологии ............................................ 1202
Б.Г. Ананьев: Человек как предмет познания ................... 1223
   Подступы к проблеме человеческой индивидуальности ......... 1223
Д.Н. Узнадзе: Теория установки ............................... 1233
   Общее учение об установке ................................. 1233
   Внутренняя форма языка .................................... 1252

Антология включает статьи и обширные фрагменты из классических трудов русских философов, психологов, деятелей культуры и других социальных наук XIX-XX вв. — Н.Я. Грота, К.Д. Кавелина, Л.М. Лопатина, Г.И. Челпанова, И.А. Сикорского, В.М. Бехтерева, Г.И. Россолимо, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других выдающихся представителей русской психологической мысли. Тексты позволяют воссоздать процесс становления и развития русской психологии, понять ее связь с историко-культурными традициями, социальными и идейными запросами общества, оценить сделанный отечественными учеными вклад в мировую психологическую науку.
Для специалистов в области психологии, философии и смежных наук, студентов и аспирантов гуманитарных факультетов, а также всех, кто интересуется развитием отечественных психологических школ.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:20:56 2019. Размер: 22,744 bytes.
Посещение N 4605 c 20.04.2010