Предисловие .................................................... 11
Часть первая (вводная)
КОММУНИКАЦИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ОСНОВНЫХ КЛАССОВ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ. ЯЗЫК И ДРУГИЕ
СЕМИОТИКИ КАК ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ЯВЛЕНИЯ ЖИЗНИ
Лекция 1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ (ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКИХ)
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ ............ 14
1. Лингвокоммуникативное измерение всемирной истории . 14
2. Основные классы знаковых систем в природе и обществе17
3. Филогенетическая систематизация основных классов
семиотик .......................................... 36
4. Срединное положение и посредническая ("переводческая")
роль естественного языка в биолого-социальном
континууме семиотик ............................... 40
Лекция 2. ЗНАЧЕНИЕ ДИАХРОНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ
ЯЗЫКА ................................................ 45
5. Изменчивость как фундаментальное свойство языка.
Приоритет исторического знания в гуманитарных науках45
6. Системность диахронии ............................. 47
7. Синхронное состояние языка как результат диахронии.
Диахроническая информация в синхронном описании
языка ............................................. 48
8. Объяснительная сила историко-лингвистичсского знания50
9. Сходство истории языка и индивидуального развития
речи (Биогенетический закон в лингвистике: корреляции
между фило- и онтогенезом языка и деградацией речи
при речевых расстройствах) ........................ 52
10.История языка и ареальная лингвистика. Единство
выводов синхронного и диахронического языкознания . 54
11.Структура диахронической лингвистики: направления
и дисциплины ...................................... 55
12.Сравнительно-историческое языкознание
(компаративистика) ................................ 56
13.Диахронические исследования языка за пределами
компаративистики .................................. 67
Часть вторая
ПРИРОДА ИЗМЕНЧИВОСТИ ЯЗЫКА И ПРИЧИНЫ ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Лекция 3. РАЗНООБРАЗИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ИСТОРИИ
ЯЗЫКА ................................................ 76
14.Значение проблемы причинности в историческом
языкознании ....................................... 76
15.Аспекты и уровни причинно-исторических объяснений
в лингвистике ..................................... 77
16.Предпосылки языковой изменчивости, связанные
с синергетической природой языка .................. 80
17.Вариативность речевых реализаций структуры языка как
предпосылка языковой изменчивости ................. 81
18.От индивидуально-ситуативных колебаний в речи к
изменениям в узусе, норме и языковой системе ...... 84
Лекция 4. ЯЗЫКОВЫЕ АНТИНОМИИ КАК ПОСТОЯННЫЕ ФАКТОРЫ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЯЗЫКЕ .................................... 87
19.Антиномии мысли и языковые антиномии как
противоположные начала в языке и в коммуникации ... 87
20.Асимметрия означающего и означаемого в языковом
знаке ............................................. 88
21.Антиномия возможностей языковой системы и
избирательности нормы (узуса) ..................... 89
22.Антиномия кода и текста ........................... 91
23.Антиномия говорящего и слушающего ................. 93
24.Антиномия информационной и экспрессивной функций
языка ............................................. 94
25.Антиномии в кругу других факторов языкового
саморазвития ...................................... 96
Лекция 5. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВ ..................................... 97
26.Какие события социальной истории особенно значимы
для истории языков? ............................... 98
27.Как отражается в языках эволюция мышления? ....... 100
28.Какие языковые изменения можно объяснить "фактором
экономии"? ....................................... 104
29.Кто из говорящих более других склонен "экономить
усилия" в своей речи? (М. Минский о генетических
барьерах, мешающих экспансии "детского лепета"
в речь родителей) ................................ 106
30.Сознательное ("договорное") начало в истории языков108
Часть третья
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ЯЗЫКОВ
Лекция 6. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И ДИАЛЕКТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭТНИЧЕСКИХ
МИГРАЦИЙ И ДИВЕРГЕНТНО-КОНВЕРГЕНТНЫХ ЯЗЫКОВЫХ
ПРОЦЕССОВ ........................................... 122
31.Диалектика дивергентных и конвергентных процессов
и концепции образования языков ................... 123
32.Важнейшие дивергентные процессы в истории
индоевропейских языков ........................... 128
33.Конвергентные процессы в истории языков .......... 136
34."Языковой союз" как результат конвергенции
языков-соседей ................................... 145
35.Какие социальные обстоятельства определяют результаты
контактирования и насколько симметричны
взаимовлияния языков? ............................ 147
36.Что определяет судьбы языков:
дивергентно-конвергентные процессы или геополитические
обстоятельства? .................................. 151
Лекция 7. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКА .............. 153
37.Классы звуковых изменений ........................ 153
38.Артикуляционно-акустичсские условия речи и экономия
произносительных усилий. Закон "восходящей звучности
слога" в истории славянских языков ............... 160
39.Внутрисистемные (фонетико-фопологические) факторы
в истории звуковой организации языка ............. 164
40.Грамматический фактор в изменениях звукового строя 167
41.Изменения в лексике как предпосылка
фонетико-фонологических инноваций ................ 169
42.Как фонетическая стилистика связана с социальной
стратификацией общества? ......................... 171
Лекция 8. ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАММАТИКЕ .............................. 173
43.Классы изменений в морфологии и синтаксисе ....... 173
44.Аналогическое выравнивание как основной механизм
морфологических изменений ........................ 181
45.Аналогия в истории управления .................... 183
46.Внутрисистемные (морфолого-синтаксические) факторы
в истории грамматики: "давление системы" и "заполнение
пустых клеток" ................................... 185
47.Лексический фактор в истории грамматики .......... 190
48.Языковой контакт в его грамматических аспектах. Бывают
ли в грамматике заимствования? ................... 192
Лекция 9. ИЗМЕНЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ ................... 196
49.Своеобразие диахронии на лексико-фразеологическом
уровне языка ..................................... 196
50.Формирование и перестройка номинативных подсистем
как основное содержание лексической диахронии .... 198
51.Классы изменений на лексико-фразеологическом уровне
языка ............................................ 200
52.Зависимости способов создания новых обозначений
от типологического своеобразия языка ............. 213
53.Социальные и внутриязыковые предпосылки и ограничения
в процессах заимствования ........................ 228
54.Языки-источники лексических заимствований:
социолингвистические константы и историческая
динамика ......................................... 231
Лекция 10.ТЕМПЫ ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВ .................................... 234
55.Различия в скорости звуковых, грамматических
и лексических процессов .......................... 234
56.Неравномерность развития родственных языков ...... 237
57.Неравномерность развития отдельного языка в разные
исторические периоды ............................. 239
58.Неравномерность развития функциональных стилей ... 242
59.О количественных оценках скорости языковых изменений.
Идеи глоттохронологии ............................ 243
60.Вероятностный характер языковой динамики:
необходимость и случайность в языковых изменениях 244
61.Различия в вероятностях осуществления
фопетико-фонологических, грамматических и лексических
тенденций развития ............................... 247
Лекция 11.ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ И УНИВЕРСАЛЬНОЕ В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВЫХ
СТРУКТУР ............................................ 249
62.Классы типолого-диахронических сходств ........... 249
63.Универсальное в "природе" и "технике" диахронии .. 252
64.Типологически значимые системные изменения в группах
языков ........................................... 254
65.Элементарные диахронические универсалии .......... 256
Лекция 12.ИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ? (ОБ ОЦЕНКАХ ЗВУКОВЫХ,
ГРАММАТИЧЕСКИХ И ЛЕКСИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ) ............. 262
66.О возможных "преимуществах" и "неудобствах" в
звуковой организации языка ....................... 263
67.Гипотезы единого "глоттогонического" процесса
в грамматической эволюции языков. О "регрессе"
и "прогрессе" в истории грамматического строя .... 265
68.О "порче" и "позитивных процессах" в истории
лексики .......................................... 269
69.В чем совершенство языка? ........................ 271
Часть четвертая
ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЯЗЫКАХ
Лекция 13.ОБЩЕНИЕ, ЯЗЫКИ И ЯЗЫКОВЫЕ СИТУАЦИИ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ........ 277
70.Языковое существование в первобытных сообществах.
Черты племенных языков ........................... 278
71.Языки ранних государств. Языковые ситуации феодальной
поры ............................................. 283
72.Тенденции в развитии языковых ситуаций и языков
в послефеодальное время .......................... 291
Лекция 14.ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИСТОРИЮ
ЯЗЫКОВЫХ СИТУАЦИЙ ................................... 297
73.Какие события и процессы составляют этнонациональмую
историю человечества? ............................ 297
74.О терминах, определяющих язык по типу этнической
общности коллектива говорящих: языки племенные,
этнические, национальные, мировые, международные,
полигосударственные, региональные, а также
национальные варианты языка ...................... 299
75.Насколько значим фактор языка в истории образования
наций и государств? .............................. 304
76.Великие географические открытия и их последствия для
языковой карты мира .............................. 309
77.Модели сложения языков-посредников в межэтнической
коммуникации ..................................... 313
78.Этничность и космополитизм в языковой идеологии и
политике. Тенденция к интернационализации общения
и языков ......................................... 321
Лекция 15.КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В ИСТОРИИ КОММУНИКАЦИИ.
ЯЗЫКОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ ....... 323
79.Семиотические предпосылки воздействия религиозного
сознания на язык: неконвенциональная трактовка знака
в религиях Писания ............................... 324
80.Становление религиозной коммуникации ............. 329
81.Языковые коллизии в истории священных текстов .... 338
82.Судьбы языков в религиозной истории народов. Языковые
изменения, связанные с религиозными факторами .... 343
83.Религия как коммуникативная система и ее место в
истории коммуникации ............................. 355
Лекция 16.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ (СТАНДАРТНЫХ)
ЯЗЫКОВ .............................................. 364
84.Свойство "литературности" (нормативности) языка как
результат продолжительной коллективной метаязыковой
рефлексии говорящих .............................. 365
85.Литературный язык в истории письменной культуры
народа. Хронологические разграничения смежных
явлений .......................................... 368
86.Когда в истории письменности появляется феномен
"литературности" (нормированности)? Н.И. Толстой о
текстологическом и грамматическом нормировании
литературных языков .............................. 377
87.Основные модели сложения литературных языков ..... 380
88."Молодые" и "зрелые" литературные языки. Когда
начинается "современный" этап в истории литературного
языка? ........................................... 385
89.О "традиционных" литературных языках и прерванных
традициях ........................................ 389
90.Две линии развития литературных языков в Новое время:
демократизация и усложнение ...................... 392
Часть пятая
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЯЗЫКИ И ОБЩЕНИЕ
Лекция 17.РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР
ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ .................................. 400
91.О воздействии средств и способов коммуникации
на содержание общения и на этнические языки ...... 401
92.Сколько "информационных революций" было в истории
коммуникации? .................................... 404
93.Пять столетий ускорения в развитии информационных
технологий ....................................... 407
94.Первая информационная революция. Влияние письменности
на общение и на языки ............................ 408
95.Вторая информационная революция. Книгопечатание
как ранняя предпосылка массовой коммуникации ..... 414
96.Коммуникационные технологии в формациях, использующих
машины. Возникновение массовой коммуникации и
массовой культуры ................................ 426
97.Третья информационная революция: Массовая коммуникация
диверсифицируется ................................ 435
Лекция 18.ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ: ЖАНРЫ И КОММУНИКАТИВНОЕ
СВОЕОБРАЗИЕ ......................................... 439
98. Жанры речи, возникшие в Интернете ............... 439
99. Электронная почта ............................... 442
100.Электронные доски объявлений .................... 443
101.Чаты, онлайновые текстовые тусовки по группам и
"в привате" ..................................... 444
102.Онлайновые конференции и форумы ................. 448
103.Интернет-пейджер: мгновенный обмен текстовыми
сообщениями (ICQ, аська) ........................ 448
104.Сетевые офлайновые конференции и форумы ......... 450
105."Живой журнал". Блоги. Движение блоггеров ....... 451
106.Википедия (Wikipedia). Движение Wiki ............ 453
107.Художественная литература в Рунете ("Сетература").
Американский интерактивный роман Дугласа Рашкоффа 456
108.Интернет как гипертекст ......................... 461
109.Интерактивность Интернета. Роль компьютерных
технологий в расширении диалогичности публичного
общения ......................................... 472
110.Виртуальность общения в Интернете: насколько
эта черта нова? ................................. 477
Лекция 19.ЯЗЫК И СТИЛЬ ИНТЕРНЕТА. КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНТЕРНЕТНЫЕ
ИННОВАЦИИ В ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ ...................... 482
111.Субкультура компьютерщиков. Языковые стихии,
вносимые в общий язык интернет-коммуникацией .... 483
112.Расцвет метаязыковой рефлексии у пользователей
Интернетом ...................................... 488
113.Интернет-инновации в естественном языке ......... 494
114.Компьютерные англицизмы. Языковые игры с
интернет-заимствованиями ........................ 503
115.Черты стиля интернет-коммуникации. Вольности
и правила ....................................... 511
Лекция 20.ИНТЕРНЕТ И ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В
КОММУНИКАТИВНОМ УКЛАДЕ ОБЩЕСТВА ..................... 516
116.Аспекты общения, важные для характеристики
коммуникативного уклада жизни ................... 516
117.Что сокращает общение в семье и как влияют на
общение Интернет, мобильные телефоны и пейджеры? 519
118.Компьютер и Интернет в школе и университете:
расширение образовательных технологий и углубление
демократизма в образовании ...................... 521
119.Интернет-реклама и ее влияние на несетевую рекламу523
120.Будущее слияние интернет-журналистики с теле-и
радиовещанием и печатными СМИ: двустороннее
сближение ....................................... 529
121.Мультимедийный мир и художественная коммуникация 535
Заключение. Основные тенденции в истории языков и общения ..... 540
Литература .................................................... 550
Именной указатель ............................................. 568
Указатель таблиц и схем ....................................... 581
|