| Челышев П.В. Очерки по истории и философии науки: учеб. пособие. - М.: МГГУ, 2009. - 221 с. | |
Вступление ...................................................... 7
Глава 1
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ............................ 11
1.1. Философия науки античности и средних веков ................ 13
1.2. Философия науки нового времени: Ф. Бэкон - родоначальник
методологии опытной науки ...................................... 25
1.3. Диалектика обыденного сознания и науки в немецкой
классической философии И. Канта и Г. Гегеля .................... 38
Глава 2
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ................................................ 53
2.1. Многообразие форм познавательной деятельности ............. 55
2.2. Специфика научного сознания ............................... 63
2.2.1. Генезис науки ...................................... 64
2.2.2. Система науки ...................................... 66
2.3. Наука и творчество ........................................ 73
2.4. Наука и обыденное сознание ................................ 81
2.4.1. Природа обыденного сознания ........................ 81
2.4.2. Диалектика обыденного и научного сознания .......... 83
2.5. Наука и религия ........................................... 93
Глава 3
ИСТОРИЯ НАУКИ ................................................. 103
3.1. Алхимия - образ средневековой науки ...................... 105
3.2. Зарождение и формирование науки нового времени ........... 119
Глава 4
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ ... 133
4.1. Роль философии в организации обучения иностранным языкам . 135
4.2. Нетрадиционные модели обучения иностранному языку ........ 141
4.3. Принципы активизации повседневного сознания студентов в
процессе обучения иностранному языку .......................... 151
4.4. Проблема адаптации к иноязычной культуре в процессе
межкультурной коммуникации .................................... 156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ДОСТОИНСТВА И ОГРАНИЧЕННОСТЬ НАУКИ ................ 161
ПРИМЕЧАНИЯ .................................................... 163
СЛОВАРЬ ИМЕН .................................................. 181
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................. 200
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ ............................................. 212
|
В доступной форме изложен вспомогательный материал по некоторым важным вопросам философии, истории и методологии науки для подготовки к экзамену (кандидатский минимум). Значительное внимание уделено описанию основных парадигм философии науки в истории философии. Рассмотрены общие проблемы философии науки: генезис, история, природа, структура и функции науки в обществе. Показано, что наука является лишь одним из видов познавательной деятельности наряду с другими вненаучными и околонаучными формами познания, поэтому в центре пособия - сравнительный анализ научного и обыденного знания, науки и религии, науки и философии. Значительное место занимает вопрос о творческом потенциале научного мышления. Отмечена специфика различных исторических моделей науки. На примере алхимии раскрыты особенности средневековой науки; рассмотрен генезис классической экспериментальной науки нового времени XVII-XVIII веков. Особое место занимает анализ философских и методологических проблем развития педагогики, вопросов совершенствования межкультурной коммуникации, интенсивных методик и приемов преподавания на практических занятиях.П.В. Челышев - профессор Московского государственного горного университета.Для аспирантов технических и экономических вузов, изучающих историю и философию науки. На переплете помещена репродукция картины Рафаэля «Афинская школа».
|
|