| Осипов Г.В. Экономика и социология знания: практ. пособие / Осипов Г.В., Степашин С.В. - М.: Наука, 2009. - 219 с. - (Экономика и социология знания). | |
Предисловие ..................................................... 5
Глава 1
Особенности экономики и социальной сферы современного общества .. 9
1.1. Рост значимости нематериального капитала ................... 9
1.2. Распространение знаниеемких видов деятельности ............ 10
1.3. Эффект информационно-коммуникационных технологий .......... 12
1.3.1. ИКТ и экономика знания ............................. 12
1.3.2. "Парадокс производительности" ...................... 13
1.3.3. Социальные эффекты ИКТ ............................. 14
1.4. Непрерывная инновация ..................................... 16
1.4.1. Рост конкуренции ................................... 17
1.4.2. Рост взаимозависимости ............................. 17
1.4.3. Эффект гистерезиса ................................. 17
1.4.4. Проблемы непрерывной инновации ..................... 18
1.5. Новые формы организации производства и обращения товаров .. 18
1.6. Изменение структуры занятости ............................. 20
Глава 2
Производство знания ............................................ 22
2.1. Способы производства знания ............................... 22
2.1.1. НИОКР .............................................. 22
2.1.2. Обучение в ходе работы ............................. 24
2.1.3. Необходимость координации .......................... 26
2.2. Модели производства знания ................................ 26
Глава 3
Передача знания ................................................ 28
3.1. Способы передачи знания ................................... 28
3.2. Кодификация ............................................... 29
3.2.1. Системы кодификации ................................ 29
3.2.2. Две функции кодификации ............................ 30
3.2.3. Кодифицируемость различных видов знания ............ 31
Глава 4
Общественное и частное измерения знания ........................ 32
4.1. Дилемма знания ............................................ 32
4.2. Внешние эффекты знания .................................... 33
4.3. Знание как общественное благо ............................. 36
4.4. Право интеллектуальной собственности ...................... 42
4.5. Системы открытого знания .................................. 46
Глава 5
Управление знанием в организациях .............................. 50
5.1. Процесс управления знанием ................................ 50
5.2. Динамическая теория создания организационного знания ...... 52
5.3. Внутренний рынок знания ................................... 61
5.4. Технологии управления знанием ............................. 64
5.4.1. Сетевые хранилища знания ........................... 65
5.4.2. Сфокусированная среда знания ....................... 66
5.4.3. Доказательная аргументация ......................... 66
5.4.4. Нейронные сети ..................................... 67
5.4.5. Выбор технологии ................................... 68
5.5. Программы управления знанием .............................. 68
5.5.1. Создание хранилищ знания ........................... 68
5.5.2. Облегчение доступа к знанию и его передаче ......... 69
5.5.3. Создание благоприятной среды знания ................ 70
5.6. Факторы успеха в управлении знанием ....................... 71
5.6.1. Ориентированная на знание организационная культура . 71
5.6.2. Техническая и организационная инфраструктура ....... 71
5.6.3. Поддержка высшего руководства ...................... 72
5.6.4. Связь с экономической выгодой ...................... 72
5.6.5. Общая концепция процесса ........................... 72
5.6.6. Ясность терминологии ............................... 73
5.6.7. Нетривиальная мотивация ............................ 73
5.6.8. Структура знания ................................... 74
5.6.9. Множественность каналов передачи знания ............ 74
Глава 6
Коммерциализация знания ........................................ 75
6.1. Способы коммерциализации знания ........................... 75
6.2. Продуктизация знания ...................................... 75
6.3. Цена знания ............................................... 76
6.4. Цепь поставки знания ...................................... 78
6.5. Основные роли в поставке знания ........................... 79
6.6. Модели бизнеса в поставке знания .......................... 81
6.6.1. Бесплатное знание .................................. 81
6.6.2. Полезное знание .................................... 81
6.6.3. Построение отношений ............................... 82
6.6.4. Платное знание ..................................... 82
6.6.5. Подписка и оплата по мере получения ................ 83
6.7. Интернет-рынки знания ..................................... 83
6.8. Факторы успешной коммерциализации знания .................. 86
6.8.1. Наличие коммерциализируемого знания ................ 86
6.8.2. Правильная концепция бизнеса ....................... 86
6.8.3. Инкубация: созревание идеи ......................... 87
6.8.4. Общая архитектура бизнеса .......................... 88
6.8.5. Технические соображения ............................ 90
6.8.6. Восприятие клиентами ............................... 91
6.8.7. Операционная система ............................... 92
6.8.8. Сохранение динамики ................................ 93
Глава 7
Интеллектуальный капитал ....................................... 94
7.1. Понятие и структура интеллектуального капитала ............ 94
7.2. Ценность интеллектуального капитала ....................... 95
7.2.1. Патенты ............................................ 96
7.2.2. Торговые марки ..................................... 97
7.2.3. Ноу-хау ............................................ 97
7.2.4. Отношения .......................................... 97
7.3. Баланс создания и извлечения ценности ..................... 98
7.4. Интеллектуальная собственность ........................... 100
7.4.1. Отбор знания ...................................... 100
7.4.2. Управление патентным портфелем .................... 100
7.4.3. Оценка интеллектуальной собственности ............. 101
7.4.4. Оценка конкурентоспособности ...................... 101
7.4.5. Стратегическое принятие решений ................... 101
7.5. Интеллектуальные активы .................................. 102
7.5.1. Виды интеллектуальных активов ..................... 102
7.5.2. Измерение ценности интеллектуальных активов ....... 102
7.6. Человеческий капитал ..................................... 104
7.6.1. Виды человеческого капитала ....................... 104
7.6.2. Ценность человеческого капитала ................... 105
7.6.3. Два подхода к человеческому капиталу .............. 105
7.6.4. Стили менеджмента ................................. 106
Глава 8
Инновация ..................................................... 108
8.1. Основные факторы инновации ............................... 108
8.1.1. Дифференциация .................................... 108
8.1.2. Быстрый выход на рынок ............................ 109
8.1.3. Дисруптивность .................................... 109
8.2. Измерения инновации ...................................... 110
8.2.1. Инновация продуктов/услуг ......................... 110
8.2.2. Инновация рынка ................................... 111
8.2.3. Инновация процесса/модели бизнеса ................. 111
8.3. Стратегии быстрой инновации .............................. 112
8.3.1. Сокращение времени выпуска новой продукции ........ 112
8.3.2. Ускорение обучения и дифференциации ............... 114
8.4. Парадигмы инновации ...................................... 116
8.4.1. Закрытая инновация ................................ 116
8.4.2. Открытая инновация ................................ 117
8.4.3. Стратегия перехода к открытой инновации ........... 117
8.5. Национальные инновационные системы ....................... 121
Глава 9
Трансформация высшего образования ............................. 124
9.1. Новые концепции высшего образования ...................... 124
9.1.1. Виртуальный университет ........................... 124
9.1.2. Академический капитализм .......................... 128
9.2. Влияние современных ИКТ на высшее образование ............ 130
9.2.1. Скорость изменения ................................ 130
9.2.2. Размывание институциональных границ ............... 131
9.2.3. Демократизация высшего образования ................ 131
9.2.4. Предметная дифференциация ......................... 132
9.2.5. Мотивационная дифференциация ...................... 132
9.3. Электронное (дистанционное) обучение ..................... 133
Глава 10
Роль знания в социологических теориях общества ................ 136
10.1.Знание и общество: от традиционализма к индустриализму и
далее .................................................... 136
10.2.Знание в классических теориях общества ................... 141
10.3.Знание в постклассических теориях общества ............... 145
10.3.1. Теории организованного капитализма ............... 145
10.3.2. Теории менеджериального общества ................. 149
10.3.3. Теории корпоративного общества ................... 151
10.3.4. Теории технологического общества ................. 153
10.4.Знание в теориях современного и будущего общества ........ 159
10.4.1. Теории постиндустриального общества .............. 160
10.4.2. Теории информационного общества .................. 165
10.4.3. Теории общества постмодерна ...................... 174
10.4.4. Теории общества риска ............................ 186
10.4.5. Теория сетевого общества ......................... 190
10.4.6. Теория общества знания ........................... 194
10.4.7. Теоретический синтез: контуры нового общества .... 199
Словарь основных терминов ..................................... 202
Библиография .................................................. 206
|
В данном практическом пособии читателю представлен в кратком изложении понятийный аппарат одной из наиболее слабо изученных в нашей стране области социологической науки - экономики и социологии знания. Рассматриваются особенности экономики и социальной сферы современного общества, механизмы производства и распространения знания в обществе, формы управления знанием в организациях, стратегии создания инновационного бизнеса, трансформация в условиях современного общества системы высшего образования. Представлен исторический обзор осмысления роли знания в социологических теориях общества.
Для экономистов, социологов, политологов, политиков, представителей органов государственной власти.
|
|