| Рубанов В.Г. Преемственность научных идей в контексте экологического сознания / Рубанов В.Г., Рубанова Е.В. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. - 247 с. | |
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................... 3
1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАУЧНОЙ
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ................................................ 6
1.1. Социальная преемственность как методологическая основа
исследования преемственности в науке ...................... 7
1.2. Специфика научной преемственности ..................... 38
1.3. К вопросу о преемственности в деятельности субъекта
науки .................................................... 60
1.4. Преемственность в генезисе субъекта научной деятельности71
1.5. Диалектическая взаимосвязь старого и нового в
формировании личности ученого ............................ 87
2. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ .................... 110
2.1. Религиозно-мифологическая картина мира - первичная
матрица экологического сознания ......................... 111
2.2. Философские основания экологического знания .......... 122
2.3. Эволюционно-космическое христианство Тейяра де Шардена 161
2.4. Ноосферная концепция В.И. Вернадского ................ 169
2.5. Социокультурные факторы формирования экологического
знания. Специфика экологического знания ................. 180
2.6. Экологическая парадигма как основа экологического
сознания с философской точки зрения ..................... 195
2.7. Философские проблемы. Экологический императив ........ 214
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................... 230
ЛИТЕРАУРА ..................................................... 235
|
В монографии представлена концепция преемственности научных идей в становлении и развитии экологического сознания. Проблема исследуется на обширном историко-философском, естественно-научном материале. Авторы дают определения понятий «социальная преемственность», «научная преемственность», «экологическое знание», «экологическая традиция», «экологическая парадигма».Представленные в работе материалы могут быть использованы как методологические основания при формировании комплексных программ исследования истории науки, научной деятельности, экологического сознания, прогнозирования и проектирования социальных процессов.Для философов, историков, аспирантов (при подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки), а также всех, интересующихся философией науки, философскими проблемами научной преемственности, взаимосвязи различных этапов становления экологического сознания.
|
|