| Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). - М.: Республика; Культур. революция, 2006. - 477 с. | |
Предисловие ..................................................... 3
ЧАСТЬ I
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ И ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
Вступление ...................................................... 8
РАЗДЕЛ I. МОЛОДОЙ ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ: НАБРОСОК ФИЛОСОФСКОГО
ПОРТРЕТА .................................................... 17
Защита магистерской диссертации ................................ 17
Публика ..................................................... 17
Профессура .................................................. 19
Магистрант .................................................. 21
Вступительная речь В. Соловьева ............................. 24
"Против позитивистов"? ...................................... 28
Тезисы ...................................................... 30
Диспут ...................................................... 33
Впечатления и отклики ....................................... 41
Основные идеи магистерской диссертации В. Соловьева и
примыкающих к ней работ ........................................ 44
Почему В. Соловьев избрал своей темой "кризис западной
философии"? ................................................. 44
"Кризис западной философии" .................................... 54
Исходные убеждения .......................................... 55
Кризис "отвлеченно-философского" развития ................... 60
Основная проблемная интрига книги .............................. 66
От Канта к Шопенгауэру и Э. фон Гартману ....................... 71
Послесловие ................................................. 78
РАЗДЕЛ II. В. СОЛОВЬЕВ И ПОИСК НОВЫХ ПАРАДИГМ В ЗАПАДНОЙ
ФИЛОСОФИИ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. ......................... 79
Что такое "парадигмы" и о каких парадигмах философии пойдет речь?81
Основные принципы, проблемные сферы и измерения философии
В. Соловьева ................................................... 83
Можно ли рассматривать философию В. Соловьева как системное
единство? ...................................................... 83
Основные системные измерения философии В. Соловьева ......... 88
Всеединство - центральная категория и главный принцип
философского учения В. Соловьева ............................ 90
Отношение В. Соловьева к философской систематике и к
дисциплинарному членению философского знания ................... 98
"Философские начала цельного знания" (ФНЦЗ) ................. 98
"Критика отвлеченных начал" (1880) ......................... 101
Пояснения к схемам ......................................... 103
Принцип Всеединства и его системная реализация в философии
Вл. Соловьева ................................................. 104
Схема 1 .................................................... 104
Схема 2 .................................................... 110
Кризис западной философии и новый вариант философии жизни как
парадигмальные темы философии В. Соловьева .................... 116
И снова о кризисе западной философии ....................... 116
Специфика и актуальность философии жизни В. Соловьева ...... 120
Смысл и роль понятия жизни .............................. 120
Жизнь и красота ......................................... 125
Жизнь и развитие. Жизнь и "организм" .................... 127
ФИЛОСОФИЯ В. СОЛОВЬЕВА И ЗАПАДНАЯ МЫСЛЬ КОНЦА XIX-НАЧАЛА
XX в.: СОЗВУЧИЯ И ПАРАЛЛЕЛИ (ЛЕКЦИИ В ИВАНОВЕ) ............. 132
Вместо введения ............................................... 132
Лекция N 1. Обсуждение вопроса: присутствует ли мысль
В. Соловьева в контексте мирового философского опыта? ...... 133
Лекция N 2. Антипозитивистские веяния и западная философия
конца XIX в. ............................................... 142
Лекция N 3 (Продолжение) ................................... 151
Лекция N 4. Старое и новое, классическое и неклассическое в
западной философии конца XIX в. в перекличке с идеями
В. Соловьева .............................................. 155
Case study: по страницам одного философского журнала .... 160
Лекция N 5. В. Соловьев и западная философия жизни ......... 166
Post Scriptum: новейшие исследования философии В. Соловьева ... 171
О книге Д. Белкина "Рецепция В. Соловьева в Германии" ...... 180
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА И ВЕЛИКИЕ ЗАПАДНЫЕ
МЫСЛИТЕЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ ................................... 182
Проблема Всеединства в философии В. Соловьева и единство мира
в учении Спинозы .............................................. 183
Влияние идей Гегеля и Шеллинга на переосмысление
Вл. Соловьевым концепции Спинозы ........................... 187
Философский смысл идеи Бога у Вл. Соловьева и Спинозы ...... 189
Отношение к Канту в русской философии ......................... 195
Апология или синдром ненависти? (Восприятие идей Канта в
русской философии Серебряного века) ........................ 195
Рецепция Канта в России в свете современных дискуссий ... 195
Оценки значения идей Канта русскими философами .......... 199
Понимание истории философии Нового времени как трагедии и
оценка роли Канта ....................................... 201
Вл. Соловьев о Канте ....................................... 204
Энциклопедическая статья "Кант" ......................... 205
"Зависимость мира явлений от ума" и вещь сама по себе ... 207
В. Соловьев о философии Канта в связи с познающим
субъектом ............................................... 216
Краткое заключение ......................................... 219
Литература к разделам о Соловьеве .......................... 220
I. Собрания сочинений В.С. Соловьева .................... 220
II.Биографии и воспоминания ............................. 221
III.Работы о Вл. Соловьеве (ранние) ..................... 221
IV.Послереволюционные отечественные работы о Вл. Соловьеве
(краткая библиография) .................................. 224
V. Сочинения о В. Соловьеве последних лет ............... 225
Литература на русском языке ............................. 225
Литература на иностранных языках ........................ 226
Работы о Владимире Соловьеве автора этой книги .......... 228
ЧАСТЬ II
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ И ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ БЕРДЯЕВА ....................... 230
"Философия свободы". "Смысл творчества" ....................... 233
Этика творчества и экзистенциальная диалектика (о поздних
произведениях Бердяева) ....................................... 242
РАЗДЕЛ II. НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ КАК ФИЛОСОФИЯ
ДУХА И ЗАПАДНАЯ МЫСЛЬ XX в. ................................ 249
Специфика философского синтеза Н. Бердяева: общие характеристики249
Новый вариант философии жизни (размежевание с А. Бергсоном) ... 254
Новый идеализм, новый вариант философии "свободного духа" ..... 259
Более подробно о философии свободного духа Н. Бердяева ........ 263
Споры вокруг проблемы реальности духа ...................... 265
Что такое "дух"? ........................................... 269
Душа и дух ................................................. 277
Что означает объективация духа? ............................ 280
Поиски "новой духовности" .................................. 285
Дух и духовность в социальном контексте .................... 287
Выводы ..................................................... 291
Н. Бердяев и его критика философии Канта ...................... 292
Спор о России: самобытность "русского пути"? .................. 300
Миссианизм и мессианизм .................................... 300
Бердяев об антиномиях российского бытия .................... 302
Сочинения и основные идеи Бердяева (сводная таблица В. Дитриха) 306
Примечания к таблице ....................................... 306
Избранная литература о Бердяеве ............................ 320
ЧАСТЬ III
СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ ФРАНК
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ ФРАНКА ......................... 322
Основные принципы и идеи философии Франка ..................... 325
Действительность, реальность, идеальное бытие, жизнь ....... 325
РАЗДЕЛ II. ТРИЛОГИЯ С. ФРАНКА: "ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ", "ДУША
ЧЕЛОВЕКА", "ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА" И ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ . 327
Значение книги "Предмет знания" ............................... 327
Бытие. Набросок новой онтологии ............................ 329
Движение к Абсолюту. Всеединство ........................... 335
Бытие и время .............................................. 338
Отклики на "Предмет знания" ................................ 341
Издания книги "Предмет знания" ............................. 345
"Душа человека" - вторая часть трилогии Франка ................ 346
Третья часть трилогии - "Духовные основы общества", ее
исторические предпосылки и главные идеи ....................... 348
Диагноз эпохи, его актуальность ............................ 349
Можно ли нарушить "вечные" законы общественной жизни? ...... 351
Что такое "общество"? ...................................... 353
Сопряжение "я" и "мы" ...................................... 355
"Соборность" в толковании Франка ........................... 358
Против "социального материализма" и "социального
психологизма" .............................................. 359
Духовное начало в общественной жизни ....................... 361
Смысл и значение созданной Франком концепции общественного бытия365
Противоречия нравственного мировоззрения русской интеллигенции.
Отношение к богатству и бедности (ранние статьи Франка) ....... 368
Из историко-философских исследований: С. Франк и его
интерпретация идей "Критики чистого разума" ................... 371
Заключение .................................................... 377
Избранная литература о С. Франке на русском языке .......... 379
Избранная библиография работ о С. Франке на иностранных
языках ..................................................... 379
ЧАСТЬ IV
ЛЕВ ШЕСТОВ И ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ Л. ШЕСТОВА ..................... 382
Парабола жизненной судьбы Льва Шестова ........................ 382
Л. Шестов о Гуссерле .......................................... 397
Л. Шестов о драме "Юлий Цезарь" Шекспира ...................... 401
Краткое предуведомление .................................... 401
"Невыносимое слово "жертва"...» ............................ 401
РАЗДЕЛ II. ПРЕДЧУВСТВИЕ НОВОГО ВЕКА: О КНИГЕ Л. ШЕСТОВА
"ДОСТОЕВСКИЙ И НИТШЕ. ФИЛОСОФИЯ ТРАГЕДИИ" .................. 410
Исторический контекст ......................................... 410
Исходные оценки ............................................... 412
Почему Лермонтов? .......................................... 413
Достоевский: "перерождение убеждений" ......................... 417
В. Соловьев о Достоевском ..................................... 420
И снова: о пути к "перерождению убеждений" у Достоевского ..... 423
О маргинальных слоях российского общества .................. 431
Ницше: "перерождение убеждений" ............................... 437
Резюме: философия трагедии и подполья ......................... 442
Собрания сочинений Л. Шестова ................................. 445
Литература о Л. Шестове и его творчестве ...................... 445
Избранная литература о Л. Шестове на иностранных языках ....... 446
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ФИЛОСОФЫ РОССИИ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX в.
(ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ) ................................... 448
Указатель имен ................................................ 462
|
Книга Н.В. Мотрошиловой, известной своими работами по истории западноевропейской и русской мысли, посвящена интересной, но еще недостаточно изученной в нашей стране проблеме - органической взаимосвязи русской и западной философии. Анализируя концепции В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Франка и Л. Шестова, привлекая многочисленные отечественные и зарубежные историко-философские источники, автор показывает, что при всей специфичности русской философии она формировалась и развивалась как интегральная часть мировой философской культуры, принимала участие в том поиске новых философских парадигм, который происходил в мировой мысли конца XIX-первых десятилетий XX в.Издание адресовано читателям, интересующимся проблемами русской и европейской философии. |
|