Преимущественно сетевой характер будущих библиотек и, в целом, всей инфраструктуры знания подразумевает, что значение связей и отношений в глобальной сети будет непрерывно возрастать. Собственно, вся изначальная конструкция гипертекстовой «паутины» базировались на усилении зависимости между отдельными документами, ресурсами и сайтами www. В связи с этим, появление веб-цитирования (ссылок, упоминаний, рекомендаций, оценок, etc.) представляет закономерное следствие развития самой сети. Наряду с этим, сами процессы веб-цитирования становятся базовым элементом инфраструктуры знания и важнейшим фактором усиления коммуникации. Сетевая среда отличается высоким уровнем открытости. На этом фоне хорошие показатели цитирования становятся конкурентным преимуществом, свидетельствуя о внимании пользователей к ресурсам библиотек. Степень «узнаваемости» библиотечных сайтов, их интеграционные и репутационные характеристики в значительной степени зависят от особенностей упоминания в интернете. Проведенные замеры показывают очень разнородную картину (см. таблицу). В первом приближении можно говорить о том, что на показатели цитирования влияют самые разные факторы, связанные как с размерами сайта, так и со спецификой контента, длительностью существования в сети и пр. научно-образовательных ресурсах и социальных сетях (на 25.05.2015 г.)*
Оговоримся, что ссылки в интернете (веб-цитирование) могут иметь не только конструктивные, но и деструктивные цели. Посредством вредоносных ссылок осуществляются хакерские атаки, «редиректы», перехват трафика, рассылка спама и пр. Часто в качестве «приманки» выступают адреса или иные атрибуты популярных библиотечных ресурсов, с помощью которых чужой контент используется для несвойственных целей – в лучшем случае, для продвижения «левых» товаров и услуг. С этой точки зрения весь массив ссылок (истинных и ложных) необходимо тщательно просеивать. Оправданное цитирование библиотечных интернет-ресурсов преследует научно-образовательные или технологические цели (SEO, рефереры и пр.). Оно носит информационный, рекомендательный или рекламно-новостной характер. Анализ 670 ссылок Google по такому популярному ресурсу, как веб-навигатор SciGuide (www.prometeus.nsc.ru/sciguide), позволил наметить 10 групп, условно структурированных по типу источника цитирования: 1) поисковые системы; 2) коллекции «полезных ссылок» и навигаторы; 3) базы данных, электронные каталоги учреждений; 4) обзоры, путеводители по «внешним» ресурсам; 5) учебные материалы (программы, методические рекомендации); 6) виртуальные справки, консультации; 7) полнотекстовые материалы (электронные тексты); 8) СМИ, анонсы, новостные и рекламные материалы; 9) вики-проекты, веб-архивы; 10) социальные сети, блоги, форумы. Представляется, что в рамках этой схемы показатели веб-цитирования библиотечных сайтов необходимо учитывать наравне с другими е-метриками, отражающими объем, наполнение, целевую аудиторию и посещаемость.
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск
| English]
| |||
| |||