Канн С.К. Сибирью связанные заблуждения: инженер Роецкий
Навигация
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ*31.05.2016 
 
Обложка

КАНН С.К. (ГПНТБ СО РАН, Новосибирск)
 
СИБИРЬЮ СВЯЗАННЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
ИНЖЕНЕР РОЕЦКИЙ

Рельсы Транссиба не только связали судьбы тысяч людей, но и помогли укрепиться историческим заблуждениям, особенно стойким в отношении истории основания Новосибирска. Так, например, открытие и обоснование целесообразности «кривощековского варианта» Транссибирской магистрали стали связывать с деятельностью инженера В.И.Роецкого (1861-1896).

Л.М.Горюшкин первым коснулся загадочной судьбы Роецкого, написав о нем, что «именно этот человек провел непосредственную работу по выявлению места для строительства железнодорожного моста через Обь и доказал преимущества кривощековского варианта» [1]. В дальнейшем Леонид Михайлович повторил свое заключение в фундаментальной хронике событий, изданной к 100-летнему юбилею Новосибирска: «Благодаря деятельности 5-й изыскательской партии и непосредственно отряда В.И.Роецкого, - подчеркнул он, - было выбрано место для строительства железнодорожного моста через Обь» [2]. Этот же вывод сформулировала и комиссия Новосибирского горсовета по истории [3]. Закрепился он и в историографии [4-6].

Между тем, никто не принял во внимание аргументацию Н.А.Зензинова, указавшего на то, что до приезда в Сибирь Роецкий «не имел ни одного дня работы на изысканиях» [7]. Согласно служебной биографии инженера, 31.08.1880 г. Роецкий поступил на физмат факультет Санкт-Петербургского университета и окончил его по математическому разряду 27.06.1884 г. с дипломом № 5578 и степенью кандидата [8, л. 15]. Вслед за этим он закончил курс Института инженеров путей сообщения и 25.05.1887 г. получил диплом № 573, подписанный директором М.Н.Герсевановым [8, л. 34]. Тем не менее, уже в декабре способного выпускника привилегированного вуза зачислили рядовым из вольноопределяющихся в 145-й пехотный Новочеркасский полк, в июне 1888 г. он стал унтер-офицером, а в сентябре уволился в запас.

С 1.05.1889 г. Роецкий уже работал под начальством П.Я.Соколова младшим помощником делопроизводителя Технического отдела Временного управления казенных железных дорог (ВУКЖД). Приказом по МПС № 57 от 24.07.1889 г. его определили штатным инженером IX класса. А 13.11.1889 г. указом Правительствующего Сената по департаменту герольдии Викентий Роецкий был утвержден в звании гражданского инженера и чине коллежского секретаря со старшинством с 1.05.1889 г. Наконец, приказом по МПС № 23 от 18.04.1891 он был назначен на изыскания Западно-Сибирской железной дороги (с 15 апреля) - штатным инженером VIII класса и помощником начальника партии Николая Михайловского-2 [8, л. 41].

Роль Роецкого на изысканиях в Сибири была существенной, но отнюдь не главной. П.Марсаков считал ее абсолютно зависимой от решений начальника партии и сравнивал с положением матроса, сидевшего на мачте в экспедиции Колумба [9]. Вряд ли с этим можно согласиться - безусловно, это перебор, правда, уже в другую сторону. Роецкий имел некоторую свободу выбора, но, вопреки утверждениям потомков, оглядывался он совсем на других лиц.

Все заблуждения на этот счет проистекают от полного непонимания задач и инструкций, которыми он руководствовался. С этой точки зрения, директивы начальника партии Михайловского-2 имели для Роецкого несущественное значение. По словам В.Кириленко, задание на изучение возможных вариантов перехода через Обь Роецкому формулировал сам Константин Михайловский-1 [10]. И это действительно так. Однако кроме руководителя работ было еще и Временное управление, из стен которого Роецкий отправился на изыскания. Весной 1891 г. в списочном составе Технического отдела ВУКЖД, помимо П.Я.Соколова, мы увидим также фамилии будущих проектировщиков Обского моста Н.А.Белелюбского и Н.Б.Богуславского. Этого вполне достаточно, чтобы понять, на какой алтарь Роецкий принес свои два высших образования (математическое и путейское) - при полном отсутствии практики изысканий.

Согласно рапорта К.Я.Михайловского № 677/3571 от 11.12.1891, работы этого полевого сезона до Оби считались окончательными, а на остальном протяжении - лишь предварительными. Завершение изысканий переносилось на 1892 год [11, л. 174]. Таким образом, рассмотрение материалов 5-й партии и вопроса о переходе через Обь, по словам Михайловского-2, «было назначено начальником работ во вторую очередь» [12, л. 152об]. Предварительные данные изысканий 1891 г. от 1324-й до 1621-й версты, то есть от пересечения Оби до соединения с линией Н.П.Меженинова в Почитанке, К.Я.Михайловский внес на рассмотрение ВУКЖД рапортом № 144 от 20.02.1892 г. [11, л. 246].

Часть этих данных (план перехода через Обь, профили по линии выше и ниже перехода, эскиз моста, план направления струй, исчисление количества каменной кладки в мостовых устоях и быках и пр.) была собрана Роецким. Архивная опись всех материалов, представленных Михайловским-1, состоит из 63 пунктов и занимает несколько страниц [11, л. 247-250об]. Констатируем, что в ней указаны данные по варианту на Скалу (пункты описи № 57-63), но отсутствуют или куда-то пропали пункты с № 51 до № 56, предположительно связанные с Кривощеково и планом перехода через Обь. Заметим также, что до сих пор не найдены записки Роецкого - а их было, как минимум, две: по результатам работ в 1891 и 1892 гг. Значит, задача поиска аргументов и фактов, проясняющих сложившуюся историческую картину, все еще актуальна.

В любом случае, можно с уверенностью утверждать, что роль Роецкого в принятии решений носила второстепенный характер. Он должен был скрупулезно собрать разнообразные цифровые данные для постройки моста, где и требовались его делопроизводственные способности. Мало того, эти цифры должны были всецело отвечать пожеланиям Михайловского-1 и Временного управления. Приписывать Роецкому приоритет в открытии кривощековского перехода было бы большой ошибкой. Назначение инженера в 1893 г. на строительные работы возле Петропавловска и его трагическая смерть «от паралича дыхания» 8.03.1896 г. [13, л. 120; 14, л. 63] лишь подтверждают необходимость дальнейших разысканий. Почему начальник работ не оставил В.И.Роецкого строить мост через Обь, а удалил его подальше от места главных событий и напряженных двухлетних исследований? На этот вопрос есть несколько гипотез, но пока что нет окончательного ответа.

...
 
[1] Горюшкин Л.М. Остановился на переходе на Кривощеково... // Советская Сибирь. 1990. 17 октября, № 239. С.3.
[2]Новосибирск. 100 лет. События. Люди: 1893-1993 / отв. ред. Л.М.Горюшкин. Новосибирск: Наука, 1993. С.19.
[3]Из материалов комиссии горсовета по истории // Вечерний Новосибирск. 1990. 13 октября, № 237. С.4.
[4]Лендов В. Инженер и Писатель - и все с большой буквы // Гудок. 2002. 19 октября. С.5.
[5]Горшенин А. Основатели // Советская Сибирь. 2003. 4 июня, № 106. С.3 ; 11 июня, № 112. С.3. (Лица сибирской столицы).
[6]История промышленности Новосибирска. Том 1: Начало (1893-1917) / гл. ред. А.Ф.Косенков. Новосибирск, 2004. С.78.
[7]Зензинов Н. В защиту Гарина-Михайловского // Гудок. 1991. 23 мая, № 97. С.3.
[8]Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.229. Оп.19. Д.2456 («Формулярный список В.И.Роецкого»).
[9]Марсаков П. Н.Г.Гарин-Михайловский в истории Новосибирска: (по поводу некоторых публикаций в местной печати) // Вечерний Новосибирск. 1990. 13 октября, № 237. С.4.
[10]Кириленко В. Так кого же считать основателем города? // Вечерний Новосибирск. 1990. 14 мая, № 109. С.3.
[11]РГИА. Ф.265. Оп.2. Д.642 (Об изысканиях Западно-Сибирской ж.д.).
[12]РГИА. Ф.265. Оп.2. Д.1045 (О разных предметах).
[13]Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф.И-221. Оп.1. Д.23 (Дело Инженера В.И.Роецкого).
[14]Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф.216. Оп.1. Д.45.
 

Опубликовано в журнале:Юком ВЕСТНИК НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ. Тамбов, 2016. N 5-3(9): Вопросы образования и науки: по матер. междунар. науч.-практ. конф. 31.05.2016 г.: в 4 частях. Часть 3. С.40-43. Библиогр.: с.42-43 (14 назв.). - ISSN 2412-8988. - DOI: 10.17117/cn.2016.05.03
 
Статья в формате pdfПубликацииПубликации С.Канна
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:57:32 2019. Размер: 22,789 bytes.
Посещение N 1498 с 29.06.2016