Канн С.К. Формирование концепции изучения Сибири в связи с проектами Транссиба (1992)
Навигация
Библиография Транссиба  
 
Роль науки в освоении восточных районов страны (1992)Канн С.К.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИЗУЧЕНИЯ СИБИРИ
В СВЯЗИ С ПРОЕКТАМИ ТРАНССИБА

  • Опубликовано в сборнике: Роль науки в освоении восточных районов страны: тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции (17-19 ноября 1992 г.) / РАН. Сибирское отделение. Институт истории и др. - Новосибирск, 1992. - С.45-47.

Всю предысторию Транссиба можно условно разделить на два периода: «теоретический» и «практический». Примерно до середины 80-х гг. XIX в. шло обсуждение целей и задач железнодорожного строительства в Сибири, рассматривались выгоды различных направлений магистрали. Со второй половины 80-х годов, вместе с обобщением опыта предыдущих проектов, делались первые практические шаги, направленные на сбор конкретного научного материала и проведение изысканий.

Очень долго споры вокруг Транссиба носили слишком отвлеченный характер. Задачи сооружения дороги не были ясно сформулированы, и тем более отсутствовали силы, способные реализовать грандиозный замысел. По замечанию автора анонимной брошюры «Несколько слов по вопросу о Сибирской железной дороге» (М., 1882), идея рельсового пути за Уралом родилась не из тщательного изучения «колониальных владений России», а в результате «инстинктивного сознания» необходимости проведения железных дорог в обширные и богатые окраины в период общей железнодорожной горячки. Априори господствовали два положения: 1) Сибирь несметно богата и 2) железная дорога станет ключом к этим богатствам. Вполне откровенно выразил эту мысль еще один аноним - М.В-ъ, - в брошюре 1890 г. задававшийся вопросом: кто пользуется богатствами Сибири - «100-миллионный русский народ» или «несколько тысяч забредших туда выходцев, назвавших себя «сибиряками» и готовых забыть, что они русские?».

Подобные колониалистические притязания спровоцировали горячую дискуссию между сибирской печатью и столичной прессой, поддержанной томским «Сибирским вестником». Областники настаивали на первоочередном развитии местных внутрисибирских путей сообщения и широком изучении производительных сил Сибири в ее собственных интересах. Они опасались, что транзитная магистраль разорит сибиряков, усилит вывоз естественных богатств. Оппоненты этой точки зрения указывали на «вредное разобщение Сибири с Европейской культурой», подчеркивали, что железная дорога сблизит рынки, исправит пагубные тенденции в золотопромышленности и принесет много других благ.

В целом же вопросам научно-технического обеспечения постройки Транссиба на протяжении «теоретического» этапа уделялось крайне мало внимания. Уровень изученности Сибири выразил один из участников обсуждения вопроса Сибирской дороги в Русском географическом обществе в январе 1870 г., указавший, что «за Екатеринбургом начинается какой-то мрак». Другой современник иронизировал, что большинство проектов Транссиба создавалось «на карте указательным перстом».

Время сыграло решающую роль в формировании концепции сооружения Транссиба и сопутствующих мероприятий. Постепенно объективный ход экономического развития полнее раскрыл тенденции хозяйства, эволюцию путей сообщения за Уралом, накопился опыт дискуссий, расширились знания.

Когда проектированием Транссиба вплотную занялось правительство (1885 г. - первые рекогносцировки, 1887 г. - начало изысканий), то были осуществлены отдельные топографические, геологические, гидрографические, метеорологические исследования. Большую аналитическую работу провело в 1888-1890 гг. Русское техническое общество, образовавшее особую комиссию по вопросу о Сибирской железной дороге. Был также широко привлечен опыт железнодорожного строительства в Северной Америке, куда специально командировались русские инженеры.

В целом, концепция научного изучения Сибири сформировалась под влиянием следующих особенностей проектирования Транссиба:

    1). Длительная неопределенность   ц е л е й   и   з а д а ч   постройки обусловила отсутствие четкого плана исследований. Многофункциональный характер коммуникаций затруднял выбор приоритетов, и правительство долго колебалось между экономическим, политическим и стратегическим назначением Транссиба.

    2). Постоянная эволюция взглядов на   с п о с о б   и   п о р я д о к   постройки вносила соответствующие коррективы в планы исследований. Устройство смешанного железнодорожного и водяного сообщения было вытеснено проектом сплошного транзитного пути, изменялись предположения относительно пунктов начала работ, пересматривались технические условия и т. д., что влекло соответствующие трансформации исследовательской программы.

    3). С р о к и   осуществления работ оказались непостоянными и предельно сжатыми; после многолетних прений дело двинулось вперед в ускоряющемся темпе, даже в спешке, что отражалось на ходе исследований.

    4). К проектированию Транссиба были привлечены лучшие научно-технические   с и л ы   страны, обеспечившие высокий уровень работ, а также достижение приемлемых результатов, вопреки невероятным трудностям. Широко были также использованы опыт и знания местного населения Сибири.

 
Публикации С.К.КаннаДругие работы 
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:57:24 2019. Размер: 13,378 bytes.
Посещение N 6987 с 18.09.1998