Горюшкин Л.М. Материалы фонда Комитета Сибирской железной дороги как исторический источник (1986)
 Навигация
 
 

Горюшкин Л.М.




     *библиография + база данных
     *жизнь и деятельность
     *избранные труды



Научные школы ННЦ
 
МАТЕРИАЛЫ ФОНДА КОМИТЕТА СИБИРСКОЙ Ж.Д. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК *
 

Комитет Сибирской железной дороги, учрежденный 10 декабря 1892 г., действовал под председательством наследника, а затем - царя Николая II при управляющем делами статс-секретаре А.Н.Куломзине до 1905 г. Его материалы, хранящиеся в ЦГИА (ф.1273), нечасто использовались исследователями (В.Ф.Борзунов, В.А.Степынин). Документы представлены докладами А.Н.Куломзина царю, отчетами о деятельности Комитета, журналами его заседаний, справками различных ведомств, записками высших чиновников и др. Большое внимание в них уделено сооружению Сибирской железной дороги, ее Забайкальской и Уссурийской линий. Это сведения о направлениях трассы; подрядных работах, поставках материалов и оборудования, ходатайства о приеме на службу, детальные и систематические доклады о ходе строительных работ на различных участках дороги. В материалах отмечен большой интерес мировой общественности к возведению магистрали.

Строительство Транссибирской магистрали рассматривалось в комплексе со "вспомогательными предприятиями", на осуществление которых правительство выделило 14 млн. рублей [1]. Предприятия предусматривали заселение прилегающих к железной дороге местностей и проведение в них землеустройства, дальнейшее развитие промышленности и добычи полезных ископаемых, водного транспорта. В документах фонда имеются сведения о переселенческом движении в Сибирь: о количестве новоселов в различные годы, заготовке и отводе переселенческих и запасных участков в процессе начавшихся землеустроительных работ, попытках правительства внедрить среди переселенцев хуторское землепользование и др. Отмежевание хуторов предусматривалось законом от 22 июня I860 г., но широкого применения закон не получил [2]. Есть сведения о возвращении в Европейскую Россию неустроившихся переселенцев, число которых уже в конце XIX - начале XX вв. было значительным. С этим связано решение Комитета, утвержденное 23 июня 1903 г. царем, о сокращении трехлетнего срока, в течение которого наделы числились за переселенцами, покинувшими их самовольно [3]. Любопытны материалы о разрешении тысяче семейств славян переселиться из США на Дальний Восток (1897 г.), раскрывающие тяжелое положение иммигрантов в Северной Америке и отношение царского правительства к переселению иностранных подданных.

Процесс земледельческого освоения Сибири получил также отражение в документах об учреждении переселенческих складов сельскохозяйственных машин и организации полеводческих опытных станций. (Предложение Министерства земледелия и государственных имуществ о создании за Уралом четырех станций Комитет отклонил) [4].

Освоению новых природных богатств предшествовали их выявление и изучение. Работавшие вдоль линии железной дороги научные экспедиции определили состав грунта, (ввиду больших земельных работ), обнаружили залежи каменного угля, бурого железняка, меди и др., обследовали оз. Байкал в гидрографическом отношении. В Забайкальской области велись исследования по выявлению сырья для производства цемента. Их результаты отражены в записках и отчетах руководителей экспедиций, в картах полезных ископаемых Сибири и придорожной полосы края, составленных Л.А.Ячевским, а также в 20 выпусках издания "Геологические исследования и разведочные работы по линии Сибирской железной дороги". Одновременно обследовались реки Сибири, изучалась организация судоходства на них и на оз. Байкал. В 1893 г. правительство учредило Управление Западно-Сибирскими водными путями, выделило на улучшение судоходства в этом районе 1147 тыс. рублей" [5].

В делах фонда Комитета приводятся сведения о различных отраслях сибирской промышленности нередко в связи с поставками оборудования, продуктов и других товаров, а также с геологическими исследованиями. В отчете Комитета за 1895 г. приводятся сведения о возникновении и развитии в Сибири цементного и сталерельсового производства, использовании в промышленности труда каторжан. Состояние народного образования в районе Сибирской железной дороги характеризуется в Записке Канцелярии Комитета министров, а многочисленные таблицы с данными деятельности различных учебных заведений содержатся в отчете Комитета за 1893 г.

Указанной канцелярии принадлежит также Записка "Церковное дело в районе Сибирской железной дороги" с многочисленными приложениями. Правительственная колонизация сопровождалась насаждением православия. Документы Комитета отражают отрицательное влияние на освоение Сибири помещичьего землевладения центра страны и политики самодержавия. В них характеризуются меры по насаждению помещичьего землевладения в Сибири во второй половине XIX в., показано увеличение штатов чиновников по крестьянским делам в Тобольской и Томской губерниях. О различных течениях в политике господствующих классов по проблеме освоения Сибири можно судить по мнениям различных сановников, записках С.Ю.Витте с предложениями, как заселять Сибирь и др.

Таким образом, материалы Комитета в комплексе отражают процессы правительственной и народной колонизации Сибири в конце XIX - начале XX вв., различные формы освоения - от земледельческого до научного, разнородные мероприятия - от строительства железнодорожной линии до сооружения церквей и правительственной политики на окраине. В этом отношении фонд Комитета Сибирской железной дороги - явление по-своему уникальное и ценное. Его документы в плане оценки отдельных фактов достаточно достоверны, но составлены с классовых позиций помещиков и буржуазии и требуют к себе критического отношения. Материалы Комитета могут быть дополнены документами Министерств земледелия и промышленности, Переселенческого управления, Московского общества сельского хозяйства, Геологического комитета и др. В них немало сопоставимых данных, что важно для проверки сомнительных фактов и положений.

 

П р и м е ч а н и я

[1] РГИА, ф.1273, оп.1, д.15, л.4.
[2]Там же, д.406, л.1-5, 37-42.
[3]Там же, д.438, л.14.
[4]Там же, д.436, л.42-43.
[5]Там же, д.36, л.20-21.


 * Источник публикации: Горюшкин Л.М. Материалы фонда Комитета Сибирской железной дороги как исторический источник для изучения проблемы освоения Сибири в кон. XIX - нач. XX вв. // Исторический опыт освоения Сибири: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. «Исторический опыт изучения и освоения Сибири», Новосибирск, 14-16 окт. 1986 г. / Ин-т ист., филол. и филос. СО АН СССР. - Новосибирск, 1986. - Вып.1. Освоение Сибири с древнейших времен до Октября 1917 г. - С.78-81. - Библиогр.: в примеч., с.81 (5 назв.).
 

Научные школы ННЦ Л.М.Горюшкин | Указатель трудовПодготовил Сергей Канн  
 


[Начало | О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
В 2004-2006 гг. проект поддерживался грантом РФФИ N 04-07-90121
 
© 2004-2021 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика

Документ изменен: Wed Feb 27 14:55:50 2019. Размер: 17,785 bytes.
Посещение N 2435 с 8.11.2012