Коптюг В.А. Наука спасет человечество (Новосибирск, 1997) - Шоковые открытия за Китайской стеной

Rambler's Top100
Наука спасет человечество - Содержание
 
 

ШОКОВЫЕ ОТКРЫТИЯ ЗА КИТАЙСКОЙ СТЕНОЙ

О социально-экономическом развитии Китая и России

"Советская Россия", 12 мая 1996 г.

В конце апреля Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин посетил Китай с официальным визитом, в ходе которого был подписан ряд важных, уже освещавшихся в печати соглашений, направленных на восстановление и развитие дружественных отношений между нашими странами. Отвечая в Шанхае на вопросы корреспондентов, касавшиеся оценки социально-экономического развития Китая, Ельцин сказал, что потрясен увиденным. А на вопрос о сравнении компартий Китая и России Борис Николаевич нашел, по мнению комментатора российского телевидения, "удачный ответ": коммунисты Китая - прагматики, а России - фанатики. "Удачность" этого ответа весьма и весьма сомнительна, так как сразу же напрашивается следующий вопрос: а что мешало нынешнему режиму в России (не коммунистов, а, стало быть, не фанатиков) добиться столь же впечатляющих успехов, как коммунистам Китая? Ответ-то ведь очевиден - Россию пытаются увести на капиталистический (образца начала века) путь развития, Китай же развивает социалистическую рыночную многоукладную экономику, используя свой и наш предшествующий опыт формирования нового общества и мировые глобальные тенденции. Пора бы уже руководителям России понять то, что уже давно осознано во всем мире и легло в основу сформулированной на пороге XXI в. новой парадигмы развития цивилизации - рыночные отношения важны, но погоня за максимальной прибылью не может более рассматриваться как основная движущая сила развития общества. Успех может быть достигнут только на пути разумного сочетания рыночных механизмов и четкого законодательного и экономического государственного регулирования в соответствии со стратегическим государственным планом. Именно это и положено в основу социалистической рыночной экономики Китая.

Если в России, следуя "идеям" Чубайса, вложенным в него западными "доброжелателями", государство запустило безумный план приватизации всего и вся и, по существу, устранилось от ответственности за развитие промышленности и сельского хозяйства, то руководители Китая полагают, что государственный сектор должен сохранять свою доминирующую роль в экономике, являясь одновременно опорой политического строя. Не поддаются они и увещеваниям "доброжелателей" о введении частной собственности на землю.

В Китае доля государственных предприятий в общей стоимости основных фондов предприятий всех форм собственности составляет 60%, коллективных - 20, частных - 7 и предприятий с участием иностранного капитала - 13%. Можно ожидать, что по мере дальнейшего развития экономики доля государственного сектора экономики снизится с нарастанием объема производства в рамках более динамичных малых и средних предприятий. Однако базовые отрасли промышленности будут по-прежнему оставаться под контролем государства, обеспечивая своей продукцией быстрый рост производства в негосударственном секторе. Последний особенно эффективен в производстве бытовой продукции всех видов и продуктов питания. Его динамичность в условиях конкуренции внесла серьезный вклад в экономический рост Китая и повышение уровня жизни его населения.

Китай вышел на первое место в мире по объемам производства угля, цемента, хлопка и хлопчатобумажных тканей, зерна, мяса и телевизоров, на второе место по производству стали, синтетических волокон и электроэнергии, на десятое место по объему внешней торговли. Несмотря на тяжелые стихийные бедствия (общий ущерб от них по стране в 1995 г. составил 22 млрд долл.), промышленное производство в 1995 г. увеличилось на 15,5%, объем сельскохозяйственного производства поднялся на 4,5%, а объем иностранных инвестиций в экономику возрос на 11,6%.

Государственный контроль за реализацией планов развития базовых отраслей промышленности особенно важен в периоды экономических преобразований, так как их подрыв ведет к нарастанию разгула рыночных сил, преследующих прежде всего сиюминутные интересы. С болью приходится наблюдать в последние годы самоустранение нашего государства от его обязанностей по отношению к судьбе крупнейших российских предприятий. К сожалению, их бедственное положение многими уже начинает восприниматься как данность, а не как следствие волюнтаристских решений "реформаторов". Показательны в этом отношении, например, слова корреспондента "Российской газеты" Владимира Кузнечевского (09.04.96 г.) по поводу баталий вокруг "Норильского никеля", являющегося предприятием мирового значения: "Если ОНЭКСИМбанк, получив контрольный пакет акций "Норильского никеля", проявляет стремление оздоровить финансово-экономическую ситуацию комбината и улучшить жизненные условия его работников, то, как говорится, с Богом! Государство сейчас, судя по всему, не в состоянии этим заняться. А коли так, не надо мешать это делать тому, кто хочет и может. Пройдет время, преодолеет Россия кризис, можно будет и вернуться к проблеме "Норильского никеля".

Вот так позиция - авось пронесет!

Вернемся, однако, к Китаю.

Хотя реальные доходы населения Китая ежегодно растут на 5-7%, они все еще остаются на невысоком уровне - около 460 долл. США в городе и 200 долл. США в год в сельской местности. Потребление китайским населением продуктов питания (например, мяса - 39 кг на душу в год) и ряда товаров длительного пользования приближается к странам со средним по миру уровнем доходов населения. Последние обследования показали, что китайские школьники стали за 10 лет в среднем на 3 см выше, а их вес возрос на 2,5 кг. Средняя продолжительность жизни мужчин 69 лет, а женщин 72 года. Сегодня на 100 городских семей уже приходится 90 цветных телевизоров, 65 холодильников и 89 стиральных машин.

Трудно ожидать быстрого роста уровня жизни населения Китая (планируется удвоение реального душевого дохода в течение 10 лет) в связи с огромной численностью его населения (1,21 млрд сегодня, а к 2030 г. ожидается увеличение до 1,6 млрд человек) и ограниченностью многих видов ресурсов. Территория Китая составляет 9,6 млн км2, т.е. несколько меньше, чем территория Сибири, на которой проживает около 25 млн человек (в 48 раз меньше!). Положение Китая осложнено еще и тем, что значительная часть его территории занята горами и пустынями, поэтому 94% населения живет на 46% территории. При этом на душу населения приходится в 3 раза меньше пресной воды, пашни и пастбищ, в 7 раз меньше леса и в 2 раза меньше полезных ископаемых, чем в среднем по миру. Из-за исчерпания плодородия и эрозии площадь пашни непрерывно сокращается. По запасам нефти и природного газа Китай уступает России в 35 раз. И хотя по запасам вольфрама, олова, сурьмы, свинца, молибдена Китай стоит на первом месте в мире, а по запасам редкоземельных элементов превосходит все остальные страны мира вместе взятые - этого для такой огромной страны мало. Китай живет под дамокловым мечом назревания кризисных ситуаций в демографической, продовольственной, сырьевой и экологической областях.

Несмотря на общий строительный бум, жилищное строительство сдерживается нехваткой свободных земель. На душу населения в городах Китая приходится 7,7 м2 жилой площади. Рыночная цена 60-метровой квартиры в крупных городах составляет 35-40 тыс. долл. США. Наряду со строительством жилья, полностью оплачиваемым гражданами, государство взяло на себя обязательство построить до 2000 г. 150 млн м2 жилья для семей с низким доходом по цене в 3-4 раза ниже рыночной стоимости.

Конечно, упомянутые выше "ограничители" не дают возможности экономике Китая развернуться в полную силу, но и то, что сделано, производит очень сильное впечатление. Новые суперсовременные гигантские торговые центры, универмаги и небольшие магазинчики забиты всеми видами товаров и продуктов высокого качества - огромный выбор компьютеров, телевизоров, холодильников, стиральных машин, микроволновых печей, мебели, кухонной утвари, тканей, одежды, обуви, мясных и кондитерских изделий, фруктов и т.д. - причем все это на 90% отечественного производства. Импортные товары имеют значительно более высокую стоимость, что отражает политику защиты отечественного товаропроизводителя и использования внутреннего рынка для подъема промышленности и сельского хозяйства. В то же время китайские товары все успешнее завоевывают внешние рынки. Доля внешней торговли в ВВП составляет 40%, причем рост экспорта в 1995 г. обеспечил 20% прироста ВВП.

Неужели наши горе-реформаторы не понимали, что открыть настежь двери рынка страны в период экономического спада означает отдать ее на растерзание и закабаление путем поддержки внешнего и удушения отечественного товаропроизводителя? Поступить так могут либо элементарно неграмотные люди, либо те, кто преследует отнюдь не национальные интересы. Завоз половины продуктов питания из-за рубежа - это потеря продовольственной безопасности страны, а потеря контроля над целыми отраслями промышленности (например, алюминиевой) - это подрыв ее экономической безопасности.

Руководство Китая весьма умело пользуется возможностями привлечения иностранных инвестиций в экономику. К 1996 г. в стране зарегистрировано 260 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, из них половина уже введена в число действующих. Использовано 135 млрд долл. иностранных инвестиций. По размерам прямых иностранных инвестиций Китай вышел на первое место среди развивающихся стран и на второе место (после США) в мире в целом. Можно ли после этого серьезно воспринимать заклинания о том, что приход коммунистов к власти в России исключит возможность привлечения иностранных инвестиций? Пример Китая показывает, что зарубежные инвесторы смотрят не столько на политические симпатии или антипатии руководства инвестируемых стран, а на разумность проводимой экономической политики и стабильность ситуации в стране. Иностранные инвестиции в экономику коммунистического Китая в 1995 г. были в 25 раз больше, чем в движущуюся по капиталистическому пути Россию (а в целом за пятилетие - в 100 раз). Если уж заниматься "наклеиванием ярлыков", то ныне правящих в России лидеров и иже с ними следовало бы с полным правом назвать мифотворцами.

Как же Китай собирается справиться с упомянутыми выше "ограничителями" его развития? Ответ - с помощью науки и использования принципиально новых технологий. Во время визита Б.Н.Ельцина в Китай в Пекине проходила конференция лидеров науки и технологий 11 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), на которой обсуждалась роль науки и ее достижений в решении важнейших проблем этих стран при вхождении в XXI в. От российского Дальнего Востока и Сибири в этой конференции по приглашению организаторов приняли участие академик Г.Б.Еляков (Владивосток), и автор этой статьи (Новосибирск), а также член-корреспондент РАН Р.К.Саляев (Иркутск). Конференция, носившая характер рабочего совещания, пользовалась пристальным вниманием правительства Китая, а ее участники (около 30 человек) были приняты Премьером Государственного Совета (правительства) КНР Ли Пэном. Учитывая особый интерес руководства Китая к развитию науки и новых технологий, которые будут определять развитие стран в XXI в., о чем шла речь и во время встреч Б.Н.Ельцина с Председателем КНР Генеральным секретарем ЦК КПК Цзян Цзэминем и Премьером Ли Пэном, очень странно выглядел тот факт, что в состав российской делегации не были включены ни министр науки РФ, ни президент Российской академии наук.

Обсуждение на упоминавшейся конференции перспектив научно-технического развития стран АТР и ознакомление с успехами социально-экономического развития Китая со всей очевидностью указывают на необходимость возрождения в России государственной политики особого внимания к опережающему развитию Дальнего Востока и Сибири как регионов, важнейших для будущего Российского государства. Как успехи, так и трудности соседей по многим причинам обязывают к этому. Без этого невозможно и благосостояние нашего народа. Жить в основном за счет торговли ресурсами, особенно исчерпаемыми, преступно по отношению к будущим поколениям, а продавать слишком много вооружений небезопасно. Будем надеяться, что визит Президента РФ будет не только содействовать расширению сотрудничества России со странами АТР, но и послужит поводом для серьезной корректировки внутренней региональной политики нашей страны. Определенные шаги в этом направлении были продекларированы им во время пребывания в Хабаровске.

По информации, опубликованной в газете "Чайна Дейли" (25.04.96), после подписания в декабре 1992 г. правительствами двух стран Соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в Китае, в основном в северо-восточных провинциях, работало около 4 тыс. российских экспертов, помогавших государственным предприятиям улучшить используемые технологии и обновить оборудование. Правительство Китая выразило благодарность российским специалистам "за их превосходную работу". Неплохо было бы услышать что-либо подобное применительно к нашим восточным районам.

В феврале 1995 г. подписано Соглашение о создании российско-китайского консорциума "Центр науки и высоких технологий". Хотелось бы, чтобы это Соглашение получило в условиях сближения двух стран должное развитие в интересах их народов.

При сопоставлении итогов социально-экономического развития Китая с положением дел в России (падение промышленного и сельскохозяйственного производства вдвое, обнищание значительной части населения, начавшаяся депопуляция и т.д.) напрашивается печальное заключение - есть реформы и "реформы", реформы по-китайски и "реформы" по-российски, стимулирование производственной активности и ее подавление. Соответствующими являются и результаты. Собственный корреспондент "Правды" в Китае Андрей Крушинский сопоставил данные по некоторым отраслям производства в Китае и России за период с 1990 по 1995 г. Приведу некоторые пары цифр, характеризующие изменение объемов производства в период с 1990 по 1995 г. в Китае и - в скобках - в России: сталь - 63,5 и 94,0 млн т (89,6 и 51.3) ; цемент - 209,7 и 445,6 млн т (83,0 и 36.3) ; синтетические волокна - 1,6 и 2,9 млн т (0,6 и 0,2); химические удобрения - 18,7 и 24,5 млн т (16,0 и 7,5); трактора - 39 и 63 тыс. шт. (214 и 21); зерно - 383,8 и 417,0 млн т (107,8 и 63.3); мясо - 25,1 и 42,0 млн т (6,6 и 2,3); телевизоры - 26,8 и 34,7 млн шт. (4,7 и 0,98); стиральные машины - 6,6 и 9,4 млн шт. (5,4 и 1,3).

В период 1991-1995 гг. валовой национальный продукт КНР ежегодно увеличивался в среднем на 12%, а за весь период соответственно в 1,8 раза.

В "Российской газете" за 30 апреля с.г., в корреспонденции "Под крылом самолета", в восторженных тонах описывающей дискуссию Президента России Б. Н. Ельцина с мэром Шанхая Сюем Куанди по поводу того, какие условия надо создавать для развития экономики, Анатолий Юрков констатирует: "Нет бесталанных наций - есть никчемные руководители, не понимающие этого..." (далее неудобно продолжать!). Не берусь судить, осознанно это написано или корреспондент очень спешил и не заметил того, что написал, но, с учетом приведенных выше сравнительных итогов развития Китая и России за последние пять лет, отразил ситуацию достаточно точно.

В двух январских номерах газеты "Известия" (18 и 20.01.96) Отто Лацис опубликовал свой анализ социально-экономического реформирования Китая. Начинается этот анализ словами: "Никогда за всю историю Китая люди этой страны не жили так хорошо, как сейчас". Главный лейтмотив статей Лациса - россияне, потерпите еще, и все будет в лучшем виде, подлинно рыночная экономика будет построена. Посмотрите, мол, на Китай - для него характерно "поразительное терпение, которое проявляют и общество в целом, и правящая партия, встречаясь с трудностями в ходе реформ". Отчего же китайцам не потерпеть, когда жизнь с каждым днем улучшается.

Понимая это обстоятельство, Лацис подчеркивает: китайским реформам не 4 года, как у нас, а 16. Однако на самом деле это не совсем так, поскольку реальное освоение рыночных механизмов в Китае развернулось после известных событий в Пекине на площади Тяньаньмэнь, имевших место в 1989 г., т.е. шесть лет назад. Хотя долговременная стратегия развития Китая и учреждение первых четырех "особых экономических зон", ориентированных на привлечение зарубежных инвестиции, действительно относятся к 1980 г. Да и сам Лацис оперирует более кратким, чем 16 лет, периодом - между двумя своими поездками в 1987 г. и в конце 1995 г. Он пишет: "Словом, за 28 лет от моего первого знакомства с Китаем до 1987 г. в стране произошло меньше внешних изменений, чем за последующие 8 лет".

Хорошо, примем восемь лет у них и четыре года у нас. Значит, по крайней мере, уже четыре года назад российские "реформаторы" имели перед глазами достаточно успешный опыт реформирования Китая. Но вся беда состоит в том, что российские лидеры ставили перед собой как главную цель срочный перевод экономики страны на рыночные отношения (забывая, что рыночные механизмы - это не цель, а средство), тогда как китайские руководители целью считали социально-экономическое развитие страны с использованием в том числе и рыночных отношений.

Чтобы морально поддержать российских реформаторов, да и самого себя, Лацис замечает, что "Китай за 8 лет своих реформ продвинулся в построении рыночной экономики гораздо меньше, чем Россия за 4 года". В том-то и беда России! Действия Гайдара, Чубайса и других апологетов рынка нанесли России такой урон, на преодоление которого действительно потребуется еще лет 12.

Как признает первый вице-премьер Правительства России Олег Сосковец ("Российская газета", 20.04.96), итоги кавалерийских темпов приватизации требуют серьезнейшей корректировки. Он отмечает: "Бешеные темпы приватизации породили ошибки. Самая главная, считаю, - это продажа предприятий по остаточной стоимости, которую давно не пересматривали. Вот и случалось, что предприятия зачастую уходили по цене, сопоставимой со стоимостью новой престижной квартиры. Вторая ошибка - образование на базе приватизируемых предприятий акционерных обществ закрытого типа, хотя создавались они за счет общенародных средств. И, наконец, третья - неотработанность механизма управления государственной собственностью".

Когда допускаются подобные "ошибки", общество, естественно, задумывается: "А кто нами руководит и кому выгодно то, что делается?". Если верить средствам массовой информации, Премьер России В.С.Черномырдин на правительственном заседании 18 апреля с.г., посвященном подведению итогов приватизации, несмотря на разгромное заключение Счетной палаты по проверке деятельности Госкомимущества РФ, предложил "поблагодарить (!) работников Госкомимущества за проделанную работу".

Против реформирования экономики с расширением роли регулируемых рыночных отношений вряд ли основная часть общества возражала бы. Вопрос в другом - как это делается?!

Естественно, ни опыт Запада, ни опыт Китая не могут копироваться слепо. Но не учитывать их при выработке долговременной стратегии нельзя. Степень рациональности использования своего исторического опыта и опыта других стран и отражает уровень мудрости государственных деятелей.

Архитектор китайских реформ Дэн Сяопин сформулировал в свое время следующие требования к проводимым преобразованиям: они должны способствовать росту производства, укреплению мощи страны и повышению уровня жизни народа. Коммунисты Китая четко следуют этим требованиям. Исходя из них сформирована и Национальная программа устойчивого развития на XXI в. В России же Президент страны подписал указ о формировании национальной стратегии устойчивого развития России только 1 апреля этого года. Неудачная дата! Но формировать национальную стратегию вхождения России в XXI в. все же придется, тем более, что одной из сенсаций (по крайней мере, для "друга Билла") встречи лидеров России и Китая явилось подписание декларации, в которой стороны заявили о необходимости перевода взаимоотношений России и Китая на рельсы конструктивного стратегического партнерства, ориентированного на XXI в. Смущает только то, что, по имеющимся сведениям, слово "стратегическое" было включено в декларацию Б.Н.Ельциным лишь в последний момент - на пути в Пекин. Смущает потому, что, как отметил один из российских корреспондентов, столь решительная формулировка отражает раздраженную реакцию Президента России на то, что Билл Клинтон во время своего недавнего визита в Москву организовал в посольстве США прием политических оппонентов Ельцина, а также не пошел на уступки в вопросе продвижения НАТО на Восток. Обсуждается и другая версия, согласно которой усиление декларации является намеком не столько Клинтону, сколько конгрессменам-республиканцам и средствам массовой информации США, вцепившимся в Президента США в связи с обнародованием секретного содержания беседы двух президентов в египетском городе Шарм-эш-Шейхе, в ходе которой они договорились о взаимной поддержке во время президентских выборов. Смотрите, мол, господа, подрывать нашу дружбу с Биллом опасно.

Бог с ней, однако, с побудительной причиной указанного шага, важно, что он сделан в правильном направлении с учетом формирующейся многополюсности мира! Заявление Б.Н.Ельцина о том, что Россия и Китай не потерпят вмешательства в свои дела "сильных мира сего", должно было бы явиться основой геополитической стратегии России с самого начала ее реформирования, а не спонтанной реакцией на предвыборные раздражители.

Завершая сопоставление пятилетних итогов социально-экономического развития Китая и России, приходится констатировать, что "шоковая терапия", навязанная стране российскими "реформаторами", не выдерживает критики в сравнении с эволюционным планируемым путем развития коммунистического Китая.

Хотя в течение последнего полугодия Президент России подписал ряд указов, а Правительство приняло несколько постановлений, имеющих разумную ориентацию, эти документы носят в значительной мере декларативный характер, поскольку не опираются на прочную экономическую основу. Общество уже не верит в их действенность, полагая, что это лишь элементы предвыборной кампании, а не начало серьезной корректировки курса. России опять, как после войны, придется начинать с начала - с восстановления разрушенного хозяйства. При этом надо ясно осознавать, что, кто бы ни занял пост президента по итогам предстоящих выборов, чуда сразу не произойдет - в слишком глубокую яму провалилась Россия (один лишь внешний долг составляет 150 млрд долл. США), и выбираться из нее будет исключительно сложно.

Пекин - Новосибирск

 СО РАН 
  
 
Шоковые открытия за Китайской стеной. О социально-экономическом развитии Китая и России // Коптюг В.А. Наука спасет человечество. - Новосибирск: Издательство СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1997. - С.318-322.
 
НазадСОДЕРЖАНИЕФАЙЛ PDFПродолжение

В.А.К. | О Коптюге | Новости | Труды | Идеи | Библиотека | Каталог | Интернет | Альбом | Поиск

  © 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирский Академгородок)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Модификация: Wed Feb 27 14:49:12 2019 (46,972 bytes)
Посещение 802 с 14.04.2011