Стратегия лидеров 1957-2007 - Коптюг В.А. Из выступления на коллегии Госплана СССР (1984)
Навигация
УголУгол
 
 1957-2007 
ПРЕОДОЛЕЕМ ВСЕ ТРУДНОСТИ
 
  
Академик В.А.Коптюг
 
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КОЛЛЕГИИ ГОСПЛАНА СССР,
ПОСВЯЩЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТОК ИНСТИТУТОВ
СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
 
Москва, 4 сентября 1984 года

...Конкретизируя задачи, стоящие перед сибирской академической наукой в связи с постановлениями партии и правительства по ускорению научно-технического прогресса, Президиум СО АН СССР отметил, что развитая в Отделении в предшествующие годы организационная система координации и обеспечения работ, проводимых в интересах народного хозяйства, должна быть дополнена звеном сопровождения перспективных разработок на этапе от опытно-промышленных испытаний до их широкого внедрения в народное хозяйство. Функционирование этого звена предполагает совершенствование форм взаимодействия Отделения с министерствами и ведомствами, Советом Министров и Госпланом РСФСР, ГКНТ и Госпланом СССР на стадии формирования отраслевых и государственных планов развития народного хозяйства, а также целевых комплексных научно-технических программ.

А.А.Дерибас, В.А.Коптюг, Н.К.Байбаков
Выставка «Сибирское отделение АН СССР - народному хозяйству» в Госплане СССР.
Профессор А.А.Дерибас (Институт гидродинамики им. М.А.Лаврентьева) демонстрирует
председателю Госплана Н.К.Байбакову детали, отштампованные с помощью взрыва.

Президиум Отделения полагает, что на нынешнем этапе необходима максимальная конкретизация работ по продвижению каждой потенциально важной разработки в народное хозяйство. Это требует определенной перестройки нашей работы.

В соответствии с этим в Отделении проведена своеобразная «инвентаризация» разработок, в результате которой отобрано 186 крупных работ, которые представлены в Госплан СССР, ГКНТ, Совет Министров РСФСР и Госплан РСФСР, а также в 62 союзных министерства и ведомства для рассмотрения с целью широкого использования этих разработок в народном хозяйстве в двенадцатой пятилетке. Описания всех разработок оформлены в единообразной аннотированной форме.

По «степени готовности» представленные разработки можно разделить на три основные группы. Первая, в соответствии с рекомендациями Госплана СССР, включает разработки, уже освоенные одним или несколькими предприятиями, но потенциально имеющие более широкие сферы внедрения. Вторая группа состоит из разработок, прошедших достаточную предпроизводственную проверку и требующих ускорения первичного внедрения. К третьей группе относятся разработки, рекомендуемые для ускоренной конструкторской или опытно-промышленной проверки, которую не может по тем или иным причинам организовать СО АН СССР. В эту группу включены только те разработки, которые могут быть доведены до стадии производства уже в двенадцатой пятилетке. Их целесообразно было бы учесть при корректировке существующих и формировании новых целевых научно-технических программ.

Значительную часть предложений СО АН СССР составляют новые технологические и технические решения, внедрение которых может обеспечить значительную экономию трудо-, ресурсо- или энергозатрат, существенное повышение качества продукции, расширение ее ассортимента, отказ от импорта.

Рассмотрение представленных Сибирским отделением разработок еще не завершено. Из 57 министерств и ведомств, в которые были направлены материалы, ответы пока поступили от 27 министерств, т.е. от половины. Предварительный итог таков.

Семь работ рекомендовано включить в государственный план; 36 работ в отраслевые планы, 11 - в целевые комплексные программы ГКНТ. Итого: 54.

Если по второй половине министерств результаты будут аналогичными, то по примерно 60% представленных разработок будут определены пути их продвижения в народное хозяйство.

Как Сибирское отделение, так и отраслевые отделы Госплана не вполне готовы в организационном плане к массовому продвижению достижений НТП в народное хозяйство.

В частности, институты и КБ СО АН должны усилить подготовительную работу с министерствами и работу по обоснованию экономической эффективности новых разработок.

В то же время Отделение не может взять на себя определение объемов потребления, наблюдение за своевременным выставлением заявок потребителями министерству-производителю, сопряжение ряда министерств при межотраслевом характере разработок.

А.П.Александров, В.А.Коптюг, Г.А.Месяц
Академики А.П.Александров, В.А.Коптюг, Г.А.Месяц.

В ряде случаев неоправданно сужен перечень рассматриваемых работ. Например, отдел Госплана СССР направил на рассмотрение в Минэлектропром (МЭП) всего две работы, хотя СО АН рекомендовало этому министерству 31 разработку.

Не по всем министерствам ощущается поворот к поиску новых технических и технологических решений. Например, в то же МЭП наряду с двумя работами, направленными Госпланом, СО АН само направило все 186 разработок. Но ответ пришел только по двум работам, а по другим 184 представленным разработкам ответили коротко: «Возражений против представленных СО АН разработок не имеем».

В то же время многие министерства рассмотрели не только те разработки, которые мы предлагаем реализовать на их предприятиях, но и разработки, интересующие их как потребителей, и выдвинули свои соображения.

Анализ, который будет проведен после получения ответов от всех министерств и дополнительных обсуждений, будет интересен не только для СО АН, так как на таком большом массиве новых разработок выявляются все трудности и «подводные камни» внедрения. Это предмет для отдельного обсуждения.

Замечу лишь, что особенно трудно идет обсуждение работ, по которым СО АН закончило НИР, но по тем или иным причинам не может организовать ОКР. Здесь часто сказывается негативное отношение головных отраслевых НИИ к чужим разработкам. А Отделение, не выпустив малой серии приборов или установок, не имеет достаточных аргументов, чтобы сломить эту позицию.

Здесь уместно перейти ко второй части моего доклада - вопросу о дальнейшем развитии СО АН СССР.

Одним из важнейших вопросов при планировании развития Сибирского отделения АН СССР на двенадцатую и последующие пятилетки является:

1. Расширение конструкторской и опытно-производственной базы. Опытработы показывает, что наиболее крупный экономический эффект дают принципиально новые технические и технологические решения и именно здесьтруднее всего организовать взаимодействие академической науки с отрасляминародного хозяйства. Продвижение таких разработок требует чтобы институтыдо особо высокой степени готовности к промышленной реализации.

С 1978 по 1983 год Отделением в дополнение к трем уже существовавшим конструкторским бюро организованы еще четыре. Эти организации вместе с ранее созданными СКБ уже вносят весомый вклад в доведение разработок институтов Отделения до народного хозяйства. К сожалению, лишь одному из четырех новых СКБ Отделение смогло построить производственную базу, да и по двум ранее созданным СКБ (СКБ гидроимпульсной техники и СКБ научного приборостроения) она очень ограничена и не позволяет обеспечить требуемый объем работ.

Замечу, что при этом нам снизили объем капитальных вложений с 15 млн руб. в 1984 году до 30-40 млн руб. в двенадцатой пятилетке.

Необходимо в связи с этим в двенадцатой и следующих пятилетках обеспечить рабочими площадями и производственной базой конструкторские организации Отделения, расположенные в Новосибирском научном центре, и приступить к формированию опытно-конструкторских подразделений в научных центрах Иркутска, Красноярска, Якутска и Улан-Удэ.

2. В отношении научно-исследовательских учреждений Отделения. Основной упор в 12-й и 13-й пятилетках будет сделан на обеспечение условий эффективной работы существующей сети институтов и развитие их базы, предусмотренное директивными постановлениями по целевым направлениям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В то же время необходимо решить ряд важнейших вопросов достройки этой сети в таких крупных промышленных и хозяйственных центрах, как Барнаул, Кемерово, Кызыл, Омск, Тюмень, Чита, где функционируют подразделения институтов Сибирского отделения АН СССР. Вопрос об усилении этих подразделений очень остро ставится краевыми и областными партийными и советскими органами.

3. Третья задача состоит в преодолении отставания в развитии инфраструктуры научных центров Сибирского отделения.

Отделение развивается в основном в виде обособленных научных и жилых образований - академических городков - на не освоенных площадках, что требует крупных вложений в создание и поддержание систем тепло-, электро- и водоснабжения, канализации, дорог, жилья, объектов торговли, медицины, народного образования и т.д.

Недостаточное выделение капитальных вложений на развитие инфраструктуры академгородков Отделения в предшествующие две пятилетки, а также резкое возрастание расходов на капитальный ремонт и реконструкцию существующих зданий и сооружений Отделения, построенных в основном в 1960-х годах, создали напряженную обстановку в научных центрах Отделения, особенно в Новосибирском, где практически исчерпаны ресурсы по всем системам жизнеобеспечения. Критическое положение сложилось и по жилью. Институты не имеют возможности приглашать на работу молодых перспективных специалистов. Ситуация усугубляется тем, что в двенадцатой пятилетке начнется массовый уход на пенсию очень большого контингента специалистов всех уровней, пришедших на работу в организации Отделения в первые годы его создания.

4. Остро стоит вопрос об усилении бюджетного финансирования институтов Сибирского отделения АН СССР.

В настоящее время фактическая доля финансирования через хоздоговоры достигла по Сибирскому отделению АН СССР 38%, тогда как по Академии наук СССР в целом эта доля составляет около 25%. Эта тенденция изменения пропорций финансирования институтов Отделения является исключительно опасной, так как может нанести труднопоправимый ущерб фундаментальным исследованиям - важнейшему источнику, питающему научно-технический прогресс.

Президиум СО АН СССР информировал ЦК КПСС о трудностях развития Отделения на нынешнем этапе. В решении Секретариата ЦК КПСС содержится поручение Госплану СССР содействовать Сибирскому отделению АН СССР в преодолении указанных трудностей при формировании плана двенадцатой пятилетки. В ходе подготовки данного заседания руководством Госплана на основании анализа представленных СО АН материалов принято решение - соответствующим образом скорректировать контрольные цифры к проекту плана на двенадцатую пятилетку, за что я хочу выразить искреннюю признательность от всего коллектива Отделения.

Это, несомненно, будет содействовать повышению эффективности работы Отделения.

 СО РАН 
  
 
Коптюг В.А. Из выступления на коллегии Госплана СССР, посвященной реализации разработок институтов Сибирского отделения в народном хозяйстве, Москва, 4 сентября 1984 года // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.294-299.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Отредактировано: Wed Feb 27 14:35:12 2019 (27,363 bytes)
Посещение 3354 с 25.01.2010