Члены-корреспонденты Сибирского отделения РАН. 1957-2007 - Михайленко Борис Григорьевич
УголУгол

1957-2007
МИХАЙЛЕНКО БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ

Михайленко Б.Г.

Член-корреспондент РАН (2003), доктор физико-математических наук (1982). Геофизик. Специалист в области прикладной математики и математического моделирования в задачах геофизики.

Родился 26 апреля 1944 г. в с. Левая Россошь Воронежской обл. Окончил геолого-геофизический факультет Новосибирского государственного университета (1971).

В Сибирском отделении с 1971 г.: аспирант, младший, старший научный сотрудник, зав. лабораторией численного моделирования сейсмических полей (1981), зам. директора (1991), директор (1999) Вычислительного центра СО АН СССР (ныне Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН).

Результаты научной деятельности связаны с развитием методов прикладной математики и математического моделирования в задачах геофизики.

На основе разработанного им численно-аналитического метода решения задач геофизики созданы программные комплексы для моделирования задач по распространению сейсмических волн в неоднородных анизотропных, трещиноватых, пористых, неупругих и магнитоупругих средах на многопроцессорных вычислительных системах. Предложен метод решения задач геофизики на основе комплексирования интегрального преобразования Лагерра по временной координате со спектральными и конечно-разностными методами по пространственным координатам.

С помощью математического моделирования открыты и теоретически исследованы «нелучевые» поперечные сейсмические волны, которые впоследствии подтвердились экспериментально. Данное открытие позволило объяснить ряд геофизических явлений, а также создать эффективную методику обнаружения ядерных взрывов. Эти результаты и методы расчета сейсмических полей вошли в отечественные и зарубежные учебники и справочники по геофизике.

Б.Г.Михайленко активно внедряет разработанные им компьютерные технологии для изучения различных геофизических явлений. Он ведет исследования по численному моделированию распространения сейсмических волн в напряженных, трещиноватых и сложнопостроенных средах с целью создания математической модели вибросейсмического мониторинга сейсмоопасных зон.

На основе решения совмещенных уравнений теории упругости и квазистационарных уравнений Максвелла для неоднородных сред теоретически исследовал динамические характеристики сейсмомагнитных волн, которые образуются в постоянном магнитном поле Земли, с целью создания нового метода изучения строения Земли.

Председатель Комитета по математическому моделированию и вычислительному эксперименту в геофизике региональной секции Сибири и Дальнего Востока Научного совета РАН по комплексной проблеме «Математическое моделирование», член Научного совета СО РАН по проблеме «Вибрационное просвечивание Земли». Член рабочей группы при Европейской сейсмологической комиссии (ESC) и комиссии по неоднородным средам при Международной ассоциации по сейсмологии и физике земных недр (IASPEI), Европейского и Американского обществ по разведочной геофизике. Член редколлегий журнала «Геология и геофизика» (1988), «Сибирского журнала вычислительной математики». Член-корреспондент Российской академии естественных наук (1991).

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ: Сейсмические поля в сложнопостроенных средах. Новосибирск, 1988. 311 с.; Application of the Integral Laguerre Transforms for Forward Seismic Modeling // Journ. of Computational Acoustics. 2001. Vol.9, N 3. Р.1-19; Численное моделирование распространения электромагнитных волн в неоднородных средах // Геология и геофизика. 2003. N 10. С.1060-1069; Численно-аналитический метод решения задачи о распространении сейсмических и акусто-гравитационных волн для неоднородной модели Земля - Атмосфера // Сиб. журн. вычисл. математики. 2006. Т.9. С.37-46.
ЛИТЕРАТУРА: Наука в Сибири. 2004. N 16; 2004. N 19.

Михайленко Борис Григорьевич // Российская академия наук. Сибирское отделение: Персональный состав / Сост. Е.Г.Водичев и др. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.432-433.

Назад ОГЛАВЛЕНИЕИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬФАЙЛ PDF  Продолжение