Члены-корреспонденты Сибирского отделения РАН. 1957-2007 - Дегерменджи Андрей Георгиевич
УголУгол

1957-2007
ДЕГЕРМЕНДЖИ АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ

Дегерменджи А.Г.

Член-корреспондент РАН (2000), доктор физико-математических наук (1989). Биофизик. Специалист в области биофизики водных экосистем и биофизики микробных сообществ.

Родился 3 февраля 1947 г. в Красноярске. Окончил физико-математический факультет Красноярского государственного университета (1970). Специализировался по математической экологии на базе Новосибирского государственного университета (1968-1970).

В Сибирском отделении с 1971 г.: аспирант, младший научный сотрудник лаборатории управления биосинтезом гетеротрофов Института физики (1971-1981). Старший (с 1981), ведущий научный сотрудник, зав. лабораторией биофизики (с 1990), зам. директора по науке (с 1994), директор (с 1996) Института биофизики СО РАН, зав. лабораторией биофизики экосистем.

Основная сфера научных интересов - поиск и изучение физико-химических механизмов и закономерностей формирования, устойчивого сосуществования лабораторных и природных популяций микроорганизмов; прогнозирование состояния водных экосистем и качества воды.

А.Г.Дегерменджи развил новое научное направление «теория устойчивости микробных сообществ», впервые формализовал и математически решил классическую проблему «о волнах жизни». Органично сочетает в работе теорию, данные мониторинга (включая полевые работы) и лабораторные эксперименты. Достиг фундаментальных результатов, выраженных в виде обобщенных принципов, по теории устойчивости и управления составом сообществ микроорганизмов: связь числа сосуществующих популяций с числом лимитирующих факторов (ЛФ); принципы управления популяционным составом смешанных культур; «коллективное» ограничение на коэффициенты чувствительности ЛФ в хемостате, включая и случай возрастной структуры микробных популяций. Открыл и детально исследовал новое явление - аутостабилизацию ЛФ в экосистемах, предложил и экспериментально апробировал новый критерий микробных взаимодействий. Теоретические и лабораторные результаты были успешно «перенесены» на водные экосистемы Сибири. Это позволило принципиально объяснить с единых позиций неоднородности распределения биологических компонент (радиационные «пятна» в осадках Енисея, стратификацию озерных биолого-химических компонент и др.). Развиваемое им «озерное» направление является актуальным в свете биосферной проблемы «минимальное биоразнообразие - устойчивый биологический круговорот».

Под руководством А.Г.Дегерменджи Институт достиг результатов мирового уровня в области конструирования замкнутых экологических систем жизнеобеспечения человека (ЗЭСЖЧ), плодотворно разрабатывается новое поколение ЗЭСЖЧ, создано пилотное производство биопластмасс и новые биолюминесцентные диагностические методы. На юге Сибири организован биофизический полевой стационар с международным участием для изучения механизмов стратификации и круговорота веществ в «видообедненных» меромиктических соленых озерах.

Член Президиума Красноярского научного центра (с 2002), научных советов РАН по биофизике, радиоэкологии, микробиологии, по проблемам экологии, математической биологии, дирекции Научного совета Международного общества по изучению соленых озер. Руководитель значительного числа грантов российских и международных фондов. Входит в состав редколлегий журналов «Сибирский экологический журнал», «Aquatic Ecology».

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ: Аутостабилизация факторов, контролирующих рост в биологических системах. Новосибирск, 1979. 141 с. (в соавт.); Вопросы управления биосинтезом низших растений. Новосибирск, 1982. 152 с. (в соавт.); Биофизика водных экосистем // Вестн. РАН. 1998. N 12. С.1075-1079; Mathematical modeling of biological migration of radionuclides over the Yenissei river components and procurement of field information // Biodiversity and dynamics of Ecosystems in north Eurasia. 2000. Vol.5. P.134-136 (co-auth.).
ЛИТЕРАТУРА: Наука в Сибири. 2007. N 5.

Дегерменджи Андрей Георгиевич // Российская академия наук. Сибирское отделение: Персональный состав / Сост. Е.Г.Водичев и др. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.358-359.

Назад ОГЛАВЛЕНИЕИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬФАЙЛ PDF  Продолжение