Члены-корреспонденты Сибирского отделения РАН. 1957-2007 - Алексеенко Сергей Владимирович
УголУгол

1957-2007
АЛЕКСЕЕНКО СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Алексеенко С.В.

Член-корреспондент РАН (2000), доктор физико-математических наук (1995), профессор (2004). Физик. Специалист в области теплофизики, энергетики и энергосбережения.

Родился 30 мая 1950 г. в Славгороде Алтайского края. Окончил физический факультет Новосибирского государственного университета (НГУ) (1972).

В Сибирском отделении с 1972 г.: стажер-исследователь, младший научный сотрудник (1972-1981) Института теплофизики (ИТ). Преподаватель Красноярского государственного университета (1981-1988). Ведущий научный сотрудник (с 1988), зав. лабораторией аэродинамики энергетических установок (с 1989), зам. директора (с 1995), директор (с 1997) ИТ СО РАН. Профессор, зав. кафедрой физики неравновесных процессов НГУ (с 2004).

Научная деятельность посвящена исследованию вихревых структур в закрученных потоках, процессов переноса и нелинейных волн в тонких пленках жидкости, гидродинамики ограниченных турбулентных струй, развитию тепло-физических основ современного энергетического и энергосберегающего оборудования, разработке новых экспериментальных методов.

С.В.Алексеенко получил новые фундаментальные результаты - обнаружил многоспиральные вихревые структуры, описал новые типы неустойчивости и различные виды солитонов, дал объяснение механизмам интенсификации процессов переноса волнами, обосновал методы управления турбулентной структурой. Значительный вклад внес в формирование экспериментальных методов и приборов - электродиффузионного метода диагностики потоков, теневого метода измерения толщины пленок, новейшего полевого метода измерения скоростей (Particle Image Velocimetry), а также эндоскопического оборудования. Успешно занимается решением задач, связанных с созданием экологически чистой тепловой электростанции и энергосберегающего оборудования, разработкой нового типа горелок и методов термической переработки твердых бытовых отходов, кодов по безопасности АЭС, топливных элементов неводородного типа, применением перфторуглеродов в качестве озонобезопасного теплоносителя. Под его руководством формируются новые подходы к химии топлив и химической электроэнергетике, фундаментальные основы технологии получения водорода как топлива для электрохимических генераторов, осуществляется математическое моделирование различных газификаторов на угле.

Важное значение придает реализации проектов, поддерживающих ведущие научные школы, интеграции вузовской и академической науки.

Член Президиума СО РАН (с 2001), председатель Совета СО РАН по энергосбережению, зам. главного редактора «Journal of Engineering Thermophysics», участвует в работе редколлегий журналов «Теплофизика и аэромеханика», «Промышленная теплотехника».

Член Национального комитета по механике, Aмериканского физического общества, рабочей группы по направлению «Энергетика и энергосбережение» Федеральной целевой научно-технической программы по приоритетным направлениям развития науки и техники, Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий, Координационного совета по энергоресурсосбережению межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», Дирекции межрегиональных программ и Экономического совета мэрии г. Новосибирска, Научного экспертного совета Новосибирской области.

Награжден золотым знаком «Достояние Сибири» в номинации «Наука и образование» (2003).

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ: Волновое течение пленок жидкости. Новосибирск, 1992. 255 с. (в соавт.); Введение в теорию концентрированных вихрей = Introduction to theory of concentrated vortices. Новосибирск, 2003. 503 с. (в соавт.); Теория процессов переноса в сплошных средах. Новосибирск, 2006. 124 с. (в соавт.); Wave Flow of Liquid Films. N.-Y., 1994. 335 р. (co-auth.); Helical vortices in swirl flow // J. Fluid Mech. 1999. Vol.382. P.195-243.
ЛИТЕРАТУРА: Теплофизика и аэромеханика. 2000. Т.7, N 2. С.311-312.

Алексеенко Сергей Владимирович // Российская академия наук. Сибирское отделение: Персональный состав / Сост. Е.Г.Водичев и др. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.300-301.

Назад ОГЛАВЛЕНИЕИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬФАЙЛ PDF  Продолжение