Выпускники МГУ в ННЦ СО РАН. 1957-2007 - Байков К.С. Прикосновение к университету (стр.124-126)
 Навигация
 
Выпускники МГУ в ННЦ СО РАН
Десант романтиковВОСПОМИНАНИЯ 
 

К.С. Байков
ПРИКОСНОВЕНИЕ К УНИВЕРСИТЕТУ

Московский университет... Он ассоциировался у меня с необыкновенно красивым, величественным зданием на Ленинских горах, которое я видел еще в детстве, и с именем М.В.Ломоносова.

Решение поступать в Московский университет возникло у меня почти случайно, точнее, как-то само собой. В поисках интересующей меня специализации (ботаническое направление в биологии) я столкнулся с весьма ограниченным выбором. Ближайший к Новосибирску университет, готовящий специалистов-ботаников, находился в Томске. Кроме этого, можно было ехать в Москву или Ленинград. В Москве вступительные экзамены были на месяц раньше, поэтому я и отправился поступать в Московский университет. В случае неудачи можно было пробовать свои силы в Ленинграде или Томске.

Оценивая ситуацию сейчас, я понимаю всю рискованность этой затеи. Тогда же мысль была одна - готовиться и сдавать экзамены. С Ярославского вокзала, куда меня доставил поезд из Новосибирска, отправился на метро до станции "Университет". Поднявшись наверх, я в недоумении стал озираться по сторонам: по моим представлениям, такое высокое здание я должен был обязательно увидеть с этого места, но вокруг были только низкие серые облака и озабоченные, куда-то спешащие люди... Не знаю точно почему, но я выбрал верное, как потом выяснилось, направление. Я шел, придавленный серым московским небом, навстречу неведомым испытаниям. Пройдя приличное расстояние, я вдруг в тумане, среди облаков, заметил контуры того самого здания, которое давно надеялся увидеть. Ощущение было такое, что оно уходит ввысь, как в бесконечность. Минут через десять я был у его подножия и, задирая голову, тщетно пытался оценить его высоту.

Строгий милиционер на входе у "вертушки" спросил, куда я иду, и отправил на выход, объяснив, как пройти на биологический факультет. Наконец, я поравнялся с красивым пятиэтажным зданием, в котором позднее провел пять лет и которое с удовольствием посещаю, когда бываю в Москве. На первом этаже левого крыла здания тогда размещалась приемная комиссия. Сдав все необходимые документы, я получил направление на поселение в общежитие. До него путь оказался неблизким - почти час, если идти до метро пешком и далее ехать на трамвае. Так я начал познавать новую для меня московскую действительность. Общежитие, как и главное здание университета, впечатляло размерами: два шестнадцатиэтажных железобетонных гиганта, развернув под углом свои "плечи", стояли один против другого, соединенные в первом этаже длинным застекленным переходом. Селили быстро. К вечеру наш блок (5+2) был заселен, мы стали знакомиться, общаться, затем сосредоточенно взялись готовиться к первому экзамену.

Предстояло писать математику (до сих пор непонятно, почему биологи первым экзаменом должны были сдавать математику). В назначенный день утром мы отправились на химический факультет решать задачи. "В трудный момент может помочь глюкоза", - этот совет "засел" у меня в голове. Стандарт таблеток в кармане пригодился: четвертая задача не поддавалась решению. Зато был найден способ, как решить самую трудную, пятую задачу. Это был первый ключевой момент, определивший мое поступление в университет. На четвертую задачу не хватило времени... Почти неделю мы с трепетом ждали оценок. Среди абитуриентов распространялись самые невероятные слухи. Например, что из 1500 поступающих двойку получили 1300. Затем сообщили, что в последний момент 600 двоек были переправлены на тройки. И все это на фоне подготовки к следующему экзамену по химии. Накануне второго экзамена мы поехали к биофаку. Там на стене под стеклом вывесили списки с нашими результатами: на небольших брусочках разным цветом были напечатаны наши номера (каждый абитуриент был зашифрован): синий цвет - двойка, зеленый - тройка, желтый - четверка, красный - пятерка. Стенд получился сине-зеленым, лишь иногда на нем можно было заметить желтые (всего 64) и красные (их было 5) номера. Я заработал четверку! В школе бы и радоваться не стал, но здесь - иная мера. Четверка - это круто - решили мои соседи по комнате и прозвали меня после этого "профессором". Пятеро из семерых в нашем блоке получили двойки и отправились за билетами домой. А мы с другом Вовой продолжали готовиться к химии.

 

Неудача может произойти там, где ее меньше всего ожидаешь! Получив серьезную подготовку по химии, я и не предполагал, что попаду в такой переплет на вступительном экзамене: в отведенное время не смог решить задачу (по условиям экзамена это - тройка, не больше). "Теоретические вопросы знаю хорошо, но как быть с задачей?" - думал я, отправляясь к паре экзаменаторов. Делать было нечего, нужно было решать на ходу. Стал рассуждать и внимательно следить за реакцией экзаменаторов. Это помогло: нужный вариант ответа был интуитивно определен. Но переживаний было столько, что и сейчас дух захватывает... Получил пятерку! С экзамена "летел, не чуя под собой ног", подъем был неимоверный. Главное - преодолен очень важный психологический барьер: можно и нужно идти вперед, даже если одолевают сомнения! Вовка получил тройку и засобирался домой. К сочинению я готовился уже один...

Сочинение. Неудачный опыт выпускного сочинения (поставили "пять", но медаль не дали) научил: нужно писать по классике, свободная тема может подвести. На экзамене вскрыли конверт с темами, одну я знал очень прилично, вставил цитаты, выверил пунктуацию. В результате - четверка. На апелляцию не пошел, но потом узнал интересную историю. Будущий наш однокурсник (не буду называть его фамилию) получил за сочинение двойку. Родственники надоумили: "Подай на апелляцию". Подал - исправили на тройку. Родственники не унимаются: "Подавай еще раз". В итоге - четверка, и он поступил!

И наконец, последний экзамен по биологии. Расслабился рано, спрашивали строго. "Выехал" за счет участия в олимпиадах - рассказывал параллельно все, что могло относиться к теме, даже формулу хлорофилла нарисовал и рассказал принцип работы. Получил пятерку, иду по солнечной аллее от биофака к главному зданию и еще не могу осознать, что дело сделано, я преодолел этот рубеж! Хотя главные испытания университетской жизни ждали меня впереди.

Звоню родителям домой: все, сдал, а на том конце провода смешанное чувство радости и тревоги, ведь теперь видеться мы будем от случая к случаю, не чаще двух раз в год. Сам еще этого не осознавая, бегу дальше по проспекту, в движении обретаю силу. Движение - все, когда цель достигнута! Хоть и не надолго, можно было вернуться домой.

 
 СО РАН 
  
 
Байков К.С. Прикосновение к университету // Выпускники МГУ в Новосибирском научном центре СО РАН. 1957-2007. - Новосибирск: Гео, 2007. - С.124-126.
 
Назад ОГЛАВЛЕНИЕ Продолжение
 
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Отредактировано: Wed Feb 27 14:34:48 2019 (18,109 bytes)
Посещение 4117 с 04.05.2009