Евладов Б.В., Мокшин С.И. Золотая долина, Академгородок (1966) [часть 6]
Навигация
Золотая долина, Академгородок (1966)

[ Город у моря ] [ Парус творчества ] [ Второе солнце ] [ Шифр тысячелетий ]
[ Езда в незнаемое ] [ В поиск идут на заре ]
[ Оглавление ]



6. В ПОИСК ИДУТ НА ЗАРЕ

Виктору Гюго принадлежит отточенный афоризм, которым он определил суть различия между художественным и научным творчеством: "Искусство - это я; наука - это мы". Но мысль о коллективном характере познания законов природы, о необходимости для каждого крупного ученого иметь продолжателей, учеников высказывалась и до Гюго.
Всей своей практической деятельностью отстаивал ее, например, великий русский математик Николай Иванович Лобачевский, создатель неевклидовой геометрии. Помимо напряженной научной работы он постоянно занимался преподавательской и административной деятельностью. Многие годы он выполнял обязанности ректора Казанского университета, всячески стремясь улучшить подготовку молодых ревнителей науки. И в души многих людей заронил великий ученый жаркую искру познания. Но вот пришла глубокая старость. Лобачевскому пришлось оставить пост ректора, покинуть стены лаборатории. Потеряв службу, любимую работу, ослепнув, он продолжал посещать все экзамены по математике. До последних дней Николай Иванович надеялся встретить среди молодых того, кто смог бы продолжить дело его жизни. Лобачевский входил в экзаменационный зал, устремив вперед свой невидящий взгляд и стараясь держать прямо седую голову. Но находились люди, которые смеялись над ним. Смеялись над тем, что жена Лобачевского за руку водила его на экзамены.
Над гробом Лобачевского говорили о чем угодно: о том, что он был превосходным попечителем, отцом для студентов. Но о том, что он сделал в науке, о его стремлении создать школу новой, истинно могущественной математики не упомянул ни один из чиновных ораторов. Даже те, кто относился к нему с уважением, считали неудобным говорить о каких-то злосчастных фантазиях, составивших несчастье этого отличного профессора и примерного семьянина.
Трагедия жизни великого ученого нам вспомнилась, когда вместе с академиком Лаврентьевым подъехали мы к четырехэтажному зданию, в котором разместились учебные кабинеты, классы, актовый и спортивный залы, общежитие. А вокруг - березовая роща. Чуть поодаль - сосновый бор.
- Это наша исходная позиция и наше будущее,- бросил на ходу ученый. Его слова относились, конечно, не к зданию, а к воплощенной идее и к ребятам, которые со временем примут эстафету первооткрывателей. В специализированной физико-химико-математической школе-интернате занимается несколько сот наиболее способных старшеклассников. Они отобраны в результате нескольких туров Всесибирской олимпиады школьников.
В тот солнечный субботний день в школе царило приподнятое настроение. Над входом в актовый зал горели слова Д.И.Менделеева: "Посев научный взойдет для жатвы народной". Праздничный вечер был посвящен первому выпуску "фымышат", как здесь ласково зовут школьников. Они скромно опускали глаза, когда маститые ученые поздравляли с отличными успехами в учении. Краснели, когда читали о себе переиначенное кем-то ломоносовское выражение. "И будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов сибирская земля рождать". Они чувствуют себя неловко, когда взрослые перебарщивают в похвалах. Впрочем, такое случается не часто. Обычно преподаватели строги в оценках. И если кто-нибудь из учеников возомнит о себе лишнее, его незамедлительно освежит холодный душ иронии товарищей и научных руководителей. В школе признан лозунг: "Затратил минуту на любование собой - отстал так, что уже не догонишь". Говорят и по-другому: "Не потирай руки при удаче. Лучше почеши затылок и, подумав, работай втрое больше". Поэтому выпускники смогли по достоинству оценить слова своего главного наставника - руководителя Сибирского отделения Академии наук М.А.Лаврентьева:
- Мы учим вас не только математике и физике, химии и биологии. Мы учим вас думать, самостоятельно мыслить, работать головой! Наука, которой мы служим, требует не только широты знаний, умения видеть мир во всех его проявлениях, но и творческой смелости, целеустремленности. Будем надеяться, что вы пойдете не только по стопам старших, но и лучше, быстрее, дальше их. Для этого вам предстоит много, очень много работать и в университете, и после него. Всю жизнь.

Ванька Жуков пишет академику

Свежая почта принесла в числе других конверт с Крайнего Севера. Поселка, который назван в обратном адресе, не удалось найти на карте. А вот имя и фамилия автора письма знакомы каждому. Иван Жуков. Выведены они еще не окрепшей детской рукой. Автора, видимо, рано называть Иваном - Ванюша, Ваня. Сверху на белом конверте карандашом проведены две линейки (по линейкам удобнее писать). "Новосибирск, академику тов. Лаврентьеву". Не очень точный адрес. Но это тебе не "на деревню дедушке". Академика все знают. Дойдет письмо.
"...Очень я Вас прошу принять меня в Вашу школу. Хочу обязательно стать математиком. По арифметике я все классы прошел на пять..."
Ване Жукову придется обождать. В физико-математическую школу Академгородка принимают победителей олимпиады для старшеклассников. Но раз человек решил "обязательно стать математиком", он обязательно им станет. Ведь стали учениками ФМШ Александр Брусел из Приморья, Валентин Птицын из Тувы, Александр Рубенчик с Камчатки, Василий Еттянов из Якутии.
С Василием мы встретились в знаменательный для него день 1962 года. Одним из первых он зачислен в школу. Василий уже чуточку освоился в Академгородке, но все еще стеснялся вступать в дискуссии на общие темы. Его сверстники из больших городов могли щегольнуть модным словечком, безбоязненно пускались в рассуждения об оперных спектаклях, ремонтировали телевизор в общежитии. Василий этого не мог. В опере он ни разу еще не бывал, а телевизор увидел впервые. Объяснить, как устроен телевизор, Василий, конечно, мог бы. Дай ему схему в руки, и он разобрался бы в ней не хуже других. Но что поделаешь, в его дальнем поселке еще нет телевизоров. Зато на "страшном" экзамене по математике Еттянов чуть ли не первым решил самые мудреные задачи, предложенные девятиклассникам. Недаром же он помимо школьных учебников ради интереса перечитал все книги по математике, которые сыскались у учителя.
При первой встрече мы спросили Василия, интересно ли ему заниматься. Он растерянно оглянулся по сторонам.
- Разве тут может быть неинтересно?
И вот новая встреча. Снова знаменательный день: для первых выпускников прозвучал прощальный школьный звонок. Вместе с добрыми пожеланиями любимых преподавателей и молодых друзей звонок напутствовал "ударную сотню" в новую студенческую жизнь. Она начнется после экзаменов.
- Успешной сдачи! - восьмиклассницы вручили "солидным" выпускникам букетики подснежников и медуниц, собранных в ста метрах от школы.
Время летит удивительно быстро. Васе Еттянову кажется, что не два года назад, а совсем недавно он несколько суток плыл на пароходе по Вилюю и Лене, ехал на поезде, летел на самолете, чтобы из дальнего якутского селения попасть на заключительный тур первой олимпиады. Совсем недавно, кажется, любимый преподаватель, член-корреспондент Академии наук Алексей Андреевич Ляпунов играл с ребятами в теннис, читал лекции и был официальным оппонентом на защите фантастических проектов. Василий и многие его друзья получили тогда "авторские свидетельства" за "выдающиеся открытия".
Забавная шутка? Конечно. Но у нее может быть очень серьезное продолжение. Ребята уже пристрастились к работе в институтских лабораториях. Одну группу подростков мы застали, к примеру, в Институте органической химии. Они помогали кандидату наук В.А.Бахрашу в проведении пусть несложного, но нужного эксперимента.
Им открыт доступ в Институт ядерной физики, к биологам, геологам и в вычислительный центр. С ними частенько встречаются академики М. А. Лаврентьев, А. И. Мальцев, В.В.Воеводский, отдельные курсы читают им академики С.Л.Соболев и А.М.Будкер, члены-корреспонденты АН СССР С.Т.Беляев, А.А.Ляпунов, Д.В.Ширков, профессор П.П.Белинский и другие видные ученые.
- Для нас очень важно,- говорит профессор Г.С.Мигиренко,- познакомить ребят с сегодняшними рубежами науки, ее идеями, важно сохранить и развить у ребят умение задавать вопросы, искать на них ответы.
Однажды в физматшколе побывал некий деятель народного образования довольно солидного ранга. Ему не понравилось: "Зачем так неразумно тратить время на уроках? К чему эти споры в поисках истины, когда она хорошо известна преподавагелю? Ребятам надо изложить материал в доступной форме. И пусть они его хорошенько усвоят".
Результаты, с которыми выпускники подходят к экзаменам, не оставляют места таким обветшалым мнениям. Многие ребята выполнили в школе довольно интересные работы. Часть из них публикуется в научных журналах. Получается, что выпускники школы вооружены не только готовыми истинами, они научены их находить. А что касается "неразумной" траты времени, то ответ содержится в самой программе обучения. По математике, физике, химии, биологии она значительно выше обычной. Перегрузка? Нет. О ней не приходится говорить, когда у ребят появляется настоящая увлеченность.
Простая натренированность не затмит здесь сообразительности и самостоятельности мышления. Важно, чтобы хорошо работала голова, чтобы обнаружился живой интерес к знаниям. Учтены все возможные минусы, даже печальный случай с Томасом Эдисоном. Об этом рассказывают шутливо. Но в шутке есть доброе зерно истины. Так вот, когда Эдисон заболел, он решил найти себе преемника. Сорок восемь штатов Америки отобрали сорок восемь самых способных мальчиков, Среди них провели конкурс и выявили победителя - самого гениального мальчика Вильбура Гэстона, сына епископа из Сиэтла. Он ответил на десятки вопросов и споткнулся лишь на двух. Много лет спустя один взрослый человек по имени Альберт Эйнштейн не мог ответить и на половину вопросов, которые были заданы Вильбуру. Вильбура Гэстона и назначили преемником Эдисона. Но из него ровным счетом ничего не вышло.
- И не могло выйти,- сказал Эйнштейн.- Велика важность - ответить на вопросы. На один вы найдете ответ в справочнике электротехники. На другой - заглянув в справочник химии. У мальчика были мертвые знания. Машина памяти, не больше!
Илья Гинзбург, молодой физик, кандидат наук, рассказавший нам об этом случае, уже без шутки резюмировал:
- Чтобы этого не случилось, мы внимательно присматриваемся к ученикам. Сначала знакомимся с ребятами заочно: проверяем решения задач, присланные по почте. Берем на заметку каждого, у кого "мелькнул" свой способ решения, интересная мысль. Затем приглашаем на встречу в областной центр, куда выезжают наши сотрудники. Беседуем, задаем вопросы. Задачи подобраны на сообразительность, наблюдательность.
Мы беседовали на квартире Ильи. Хозяин занимался несколько необычным делом - раскладывал фотографии, сделанные во время туристских походов. Иногда он рассказывал историю того или иного снимка.Потом снова возвращался к начатому разговору.
- Недавно я ездил проводить олимпиаду в Красноярск,- продолжал Илья.- И что же там выявилось? Оказывается, в восьмом классе наибольшее число любознательных ребят. В десятом оно значительно меньше. Видимо, школа не подбрасывает своевременно "хвороста в костерок", и интерес к наукам у многих гаснет. Вот мы и отбираем ребят в раннем возрасте. Даем им письменные рекомендации. И они смелее едут сдавать экзамены. Хотя отбор многоступенчатый и сложный, но на этом дело не кончается. Отбор идет и в самой школе. Если на олимпиаде давали намек на решение задачи, то здесь требуем: будьте любезны знать. С двойкой не учим. Ведь нам нужно не просто аттестат вручить, а подготовлять будущего студента университета! Если ленив умом - возвращайся в обычную среднюю, заново оцени свои склонности и возможности.
Лозунг "Нет ученых без учеников!" подразумевает воспитание дерзателей, способных пойти не торной дорогой. Руководители работ беседуют со своими питомцами, как с равными, веря в их силы. Кстати, многие из "маститых" не слишком выделяются среди студентов. Они и сами не очень давно были студентами.
В сравнении с обычным представлением об академиках молод и член-корреспондент Академии наук Д.В.Ширков, председатель Ученого совета по проблемам образования.
- Мы придерживаемся того принципа,- сказал нам Дмитрий Васильевич, - что надо дать человеку трудную, обязательно трудную задачу и посмотреть, на что он способен. Не надо вести юношу за руку. Он привыкнет к этому и потеряет "самоходность". Пусть пробует сам, пусть ошибается, но делает сам свое дело.
...Василий Еттянов, окончив ФМШ, стал студентом удивительного университета. Ваня Жуков подрастет и станет учеником удивительной школы. А кем он будет потом? Может быть, он займется теоретической механикой, как его однофамилец, директор Института теоретической и прикладной механики доктор наук М.Ф.Жуков. Может быть, он посетит себя биологии, как другой его однофамилец, директор Института леса и древесины доктор наук А. Б. Жуков.
Пути открыты. И можно лишь позавидовать молодым, у которых такие учителя. Они щедро одаривают светом знаний и дают умение саиостоятельно идти дальше. Они приветствуют входящих в "храм науки" радостным возгласом: " Здравствуй, племя младое, незнакомое..."

Слагаемые увлеченности

На правах постояльца этот университет приютился в небольшом школьном здании. Иногда занятия проводились в Институте гидродинамики. Случалось и так, что звание аудитории и временный номер присваивались какой-нибудь еще не заселенной квартире. Доцент вдохновенно чертил кривые на грифельной доске, а в дверь стучал нетерпеливый новосел: "Товарищи, я же на эту квартиру ордер получил..." Счастливчика поздравляли и просили подождать, "ну, хотя бы часок"...
Потом строители вручили ректору большущий ключ.
- От университета!
Ректор уточнил:
- От наук. Пусть этот ключ никогда ничего не закрывает. Пусть он обладает только одним свойством - открывать.
Вскоре университет в Академгородке уже соперничал с прославленными столичными институтами в величине приемного конкурса. В Новосибирский государственный университет потянулись студенты из других городов. С четвертого курса переводились на третий, а иногда и на второй.
Первый ректор университета академик И.Н. Векуа объяснил это просто: НГУ - вуз нового типа. Тут все дело в системе обучения. Обычный разрыв между уровнем знаний, который дается на студенческой скамье, и тем, который уже достигнут в исследовательских лабораториях, здесь сведен на нет. Сегодняшнее открытие завтра превращается в раздел учебного курса. Смену себе готовят те, кто стоит у истоков нового.
Способность молодого специалиста сразу же после защиты диплома провести серьезное исследование в значительной мере определяется прямой связью университета с научно-исследовательскими институтами. Это значит, что уже с третьего курса студенты приобщаются к работе творческого коллектива. Они последовательно проходят все стадии от препаратора до научного сотрудника, получая необходимые навыки, увлекаясь самостоятельным поиском. Кстати сказать, для студентов не придумывают каких-то специальных "посильных" тем. Им поручают действительно нужные исследования. Что ж, иногда они оказываются слишком сложными, тогда на помощь приходит руководитель работы, иногда - слишком многоплановыми, тогда за дело берется группа. Но в любом случае задача выдвигается трудная. Ее решение обогащает молодых и опытом, и новыми знаниями. Может быть, именно поэтому такими весомыми и зрелыми получаются многие научные студенческие работы.
Аудитории, где проходили заседания научной университетской конференции, все эти пять дней были заполнены многоголосицей студенческого спора. Возбуждаемый потоком научных новостей - прогнозирование землетрясений, проникновение в механизм белкового синтеза, создание машинного алгоритма для составления шахматных задач и многие другие,- спор этот вызывал ощущение безграничности горизонтов познания.
Конференция привлекла почти всю молодежь: студентов-химиков и аспирантов кафедры общественных наук, молодых математиков и физиков-теоретиков, будущих геологов и начинающих экономистов-социологов... Направления их самостоятельных поисков были разными, но общей оставалась высокая "одержимость".
Проректор университета лауреат Ленинской премии профессор Рем Иванович Солоухин показал нам несколько отпечатанных на ротапринте сборников с тезисами студенческих работ.
- Вы знаете, о чем я подумал, когда слушал доклады студентов? - сказал профессор.- Что процесс превращения науки в непосредственную производительную силу все больше и больше привлекает молодежь к исследовательскому творчеству.- Многие студенческие работы носят весьма глубокий характер.
Мы листали эти тетради и невольно задерживали внимание на коротких примечаниях: "Работа выполнена в Институте ядерной физики", "...в Институте гидродинамики", "...в Институте математики", "научный руководитель академик Соболев С.Л.", "...член-корреспондент АН СССР Войцеховский Б.В.", "...член-корреспондент АН СССР Окладников А.П.", "...доктор физико-математических наук Каргополов М.И.".
- Вот вам и ответ на вопрос, как зарождаются научные школы, к кому тянется творческая молодежь,- продолжал Рем Иванович.- На механико-математическом факультете, например, к академику Анатолию Ивановичу Мальцеву. У него десятки одаренных помощников. Кстати, декан этого факультета Михаил Иванович Каргополов - его соратник и ученик. Недавний наш выпускник, кандидат наук Юрий Ершов - ученик Мальцева и Каргополова. У Ершова теперь уже тоже есть ученики. Один из них получил недавно премию за студенческую научную работу.
У физиков - своя "цепочка". В ней каждый в какой-то мере ученик академика Андрея Михайловича Будкера. Это и декан физического факультета, член-корреспондент Академии наук СССР Роальд Зинурович Сагдеев, и выпускники университета Алик Галеев и Володя Захаров.
Чтобы "цепочка" не прерывалась, "отцы и дети" проводят Всесибирские олимпиады школьников, лучших отбирают в физматшколу при университете. А потом перед ними встает еще одна задача: увлечь ребят своей наукой, выделить наиболее талантливых.
Академик Анатолий Иванович Мальцев, чьи работы в 1964 году были отмечены Ленинской премией, до приезда в Академгородок работал в Иванове и Москве. Он привез с собой цикл исследований по математической логике и новые идеи о принципиальных возможностях вычислительных машин. Отдел алгебры Института математики, который он возглавил, представлял тогда небольшую группу. Чтобы разрабатывать проблемы современной математики, и в первую очередь теорию алгоритмов, нужны десятки исследователей. А их не было: новое направление только что создавалось. Выход был один: увеличить группу за счет одаренной молодежи. Профессор Каргополов возглавил деканат механико-математического факультета. Академик Мальцев начал читать курс математической логики и создал семинар алгебры и логики.
Поначалу в семинар записалось лишь несколько человек. И не удивительно: "чистой" математикой занимались единицы, большинство увлекалось другими "модными" областями математики. Как возбудить интерес к новому направлению? Этому способствует вся система воспитания увлеченности.
С первой же лекции студенты поняли: академика интересно слушать, потому что ему самому с ними интересно. Он развивает свою мысль не спеша, повторяя узловые пункты доказательств. Анатолий Иванович мастерски иллюстрирует самые абстрактные теории, умеет оттенить их внутреннюю красоту.
- Тот, кто научится выявлять суть в каждом явлении, отвлекаясь от его предметной оболочки, тот сможет свободно ориентироваться в любой конкретной проблеме, - говорит Мальцев. - Человеку, привыкшему дышать прозрачным воздухом абстракций, легко заниматься "прозой" практических приложений.
Один из студентов - невысокий, крепко сложенный юноша с ежиком упрямых волос - однажды спросил академика:
- Какие задачи должен поставить перед собой студент, избравший для своих исследований теорию математики?
- Только не ставьте перед собой легких задач! - ответил Мальцев.- Самое страшное для ученого произнести: "Я неопровержимо доказал..." В совре менной науке, особенно в математике, часто случается, что правильность всех твоих выводов, за которые голосует тысяча "да", сокрушает одно-единственное "нет"...
Через неделю тот же юноша подошел к академику и попросил записать его в алгебраический семинар. Это был Юрий Ершов, студент третьего курса механико-математического факультета.
Почему он решил заниматься исследованиями на стыке алгебры и логики? Может быть, выбор продиктован соображениями "математической красоты" или склонностью к абстрактным рассуждениям? Может быть, это результат прямого влияния Мальцева, который впервые в высшей школе прочел курс математической логики и алгоритма?
- Теперь это уже и не имеет значения,- сказал нам Ершов при встрече.- Хотя, постойте...
Юрий припомнил, как, окончив в Новосибирске среднюю школу, он поехал в Москву поступать в знаменитый Физико-технический институт, или, как принято говорить у студентов, в "физтех". Начало было удачным. На письменных экзаменах по физике и математике получил пятерки. Физику устно сдал на "4", а на математике... провалился. Да, так было. Спрашивали долго. Абитуриент отвечал правильно, но экзаменаторы - молодые аспиранты "физтеха" - иронизировали: "Прием решения кустарный". Вернувшись из столицы, Ершов устроился на заводе токарем. Днем работал, вечером решал задачи. Потом поступил в Томский университет, а через три года, когда открылся Новосибирский, перевелся сюда.
- Не жалеете о "физтехе"?
- Нет худа без добра. Может быть, поэтому я и стал математиком...
Юрий смеется, а глаза его серьезны. Он твердо уверен, что "нашел себя". Уже на третьем курсе он определил свою будущую специальность ("У нас в группе было 22 студента, на выбор предложили 18 специальностей. Представляете?" - восклицает Ершов). На четвертом курсе студент получил самостоятельную тему и включился в исследовательскую работу непосредственно в Институте математики Сибирского отделения. О характере научных поисков Юрия академик И.Н. Векуа писал в "Вестнике Академии наук СССР":
"Студент Ершов Ю. уже на 4-м курсе начал под руководством академика А. И. Мальцева работу в отделе алгебры Института математики. Им был выполнен ряд исследований, результаты которых опубликованы в научных журналах... Благодаря длительному творческому общению с учеными Ю. Ершов сразу же по окончании университета стал равноправным членом коллектива сотрудников отдела алгебры Института математики".
Добавим к этому, что Юрий защитил кандидатскую диссертацию через полгода после окончания университета. Работа называется "Разрешимые и неразрешимые теории".
- Что это такое? - переспрашивает у нас Ершов.- Сразу и не объяснишь... Словом, существует гипотеза Артина, которую не могли разрешить с 1927 года. Недавно мне удалось найти алгоритм, который позволяет в принципе решить теорему. Интересная была задачка! ..
Сложную проблему Юрий называет ласково, по-домашнему: задачкой. Одолев гипотезу Артина, он попробовал расширить фронт исследований; а что, если найти для теории метод, который позволял бы судить о разрешимости той или иной задачи?
В разгар поисков Ершов узнал, что группа американских математиков в Калифорнии во главе с Альфредом Тарским работает над той же проблемой - алгоритмические вопросы теории моделей. Американцы взялись за нее давно. Настойчиво искали разгадку, но не нашли и все еще расколачивали этот, "твердый орешек".
Одолеет ли ее Юрий? Академик Мальцев был первым, кто поверил в Ершова как в теоретика, кто поддержал его в негласном споре через океан. Молодой исследователь внимательно познакомился со всеми публикациями американских ученых. Возникла масса сомнений, вопросов. Почему они не предложили такого решения? Не нашли его? Или уже испробовали и отвергли?
Нет, в работах группы Тарского видна лишь борьба "на подступах". Соперники не ушли дальше Юрия. Ему самому предстоит находить верные пути. Снова поиски, неудачи.
И вот недавно он выступил на семинаре с полным доказательством своей гипотезы. Доклад напечатан в "Алгебре и логике" - журнале, который выходит под редакцией А. И. Мальцева.
Юрий волнуется: как-то к его доказательствам отнесутся американцы? Ведь убедив других в жизненности его, Ершова, гипотезы, он подтвердит тем самым также и плодотворность исканий Альфреда Тарского. Возможно, спор еще не завершен. Но уже вне сомнений выигрыш, который получит наука.
Профессор Каргополов сказал нам: "Ершов получил результат мирового класса. Это выше обычной докторской диссертации! "
Академик Мальцев - обычно он скуп на похвалы - заметил: "За Ершова спокоен: замечательное достижение не вскружит ему голову, он будет много работать!"

Альберт Эйнштейн и "человек из России"

Разными путями ведет своих воспитанников университет. Лекции, семинары, научная работа под руководством ученых в институтах Академгородка. Со ступеньки на ступеньку, с курса на курс, с каждым шагом - все сложнее задачи, выше требования, больше нагрузка. Здесь все подчинено одной цели: с самого начала учения прививать студентам навыки самостоятельной работы. Служат этому и "интересные вечера" - диспуты, симпозиумы молодых ученых, встречи с известными учеными. То, что благотворно влияет на студентов, способствует не только научному росту, но и верно ориентирует его отношение к жизни.
Мы бывали на таких вечерах. Иногда это "узкий круг", иногда - самые большие залы, со столом президиума. Но всегда - ненасытная любознательность, искренняя увлеченность. Впрочем, иначе быть не может, когда с молодежью беседуют видные ученые.
Юрий Борисович Румер, к примеру, даже досадует на свою популярность. На лекции к нему приходят не только физики, но и студенты других факультетов. Диспетчер НГУ вынуждена планировать Румеру самые большие аудитории: "Иначе столько набьется, что места не хватит..." Мастерство лектора, огромная эрудиция, обаяние человека сложной судьбы, коммуниста твердой воли - видимо, все это, вместе взятое, составляет "силу притяжения" профессора.
Встречи с Юрием Борисовичем оставляют удивительное впечатление: кажется неправдоподобным, что так много событий могла вместить его жизнь.
В довоенные годы он был профессором Московского университета и читал студентам курс лекций по новым для того времени разделам физики. Много сил отдавал ученый и своим теоретическим работам. В тяжелые военные годы, работая на оборонном объекте, он сумел провести глубокое исследование в одном из направлений теоретической физики. Широко известна и другая работа - прекрасная научнопопулярная книга "Что такое теория относительности", написанная Румером совместно с академиком Л. Д. Ландау.
Сейчас Юрий Борисович заведует лабораторией Института математики. Одновременно он профессор Новосибирского университета.
Студенты частенько атакуют Румера вопросами "вне программы". Спрашивают, например: "Что бы вы посоветовали студентам, которые намерены избрать науку призванием своей жизни?"
Вопрос слишком общий. Но он чем-то нравится профессору. Он припоминает: лет тридцать назад почти с таким же вопросом студенты обратились к Эйнштейну. Великий ученый сказал тогда, что тот, кто стремится к научным исследованиям, сам найдет правильный путь. Советом тут вряд ли поможешь, вот разве что собственным примером и инициативой. И Юрий Борисович стал рассказывать о "примере и инициативе" Альберта Эйнштейна. К Румеру они имели прямое отношение. Он всю жизнь занимается проблемой единой теории поля. В 1925 году написал работу по пятимерному обобщению теории относительности. Работа вызвала интерес специалистов. Академия наук командировала Юрия Борисовича в Германию, в Геттинген. Известные физики Макс Борн и Павел Эренфест рекомендовали его работу Эйнштейну. Создатель теории относительности заинтересовался "человеком из России" и пригласил к себе.
- В назначенный день,- рассказывает Румер,- я поднялся по лестнице и позвонил в квартиру с маленькой дощечкой на дверях: "Профессор А. Эйнштейн". Меня проводили в гостиную и просили подождать. Легко представить мое самочувствие: растерянность, смущение, робость. Казалось, я и слова не смогу сказать. Но вот распахнулась дверь, вошел стремительный человек с высоким лбом, крупными чертами лица. Протянул руку: "Эйнштейн". Простота его обращения помогла мне обрести дар речи. Эйнштейн пригласил пройти наверх. Там, в низкой мансарде, он устроил себе кабинет. Рукой он свободно доставал потолок. Не знаю уж, почему эта маленькая комната способствовала необыкновенному размаху мысли. В кабинете ждал нас Эренфест. Знаменитые физики без всяких предисловий стали обсуждать мою работу. Спорили, задавали вопросы мне. Если не мог ответить, принимались выяснять сами.
Результат обсуждения оказался неожиданным. Румер удостоился возможности два с половиной года работать у Макса Борна. Работа была интересной и напряженной.
Юрию Борисовичу хорошо запомнились слова, которыми напутствовал молодых Эйнштейн: науке нужно отдавать каждый час своей жизни, все свои силы, имея лишь маленький шанс на победу... Так, собственно, и поступал после "человек из России", вернувшись на родину. Альберт Эйнштейн прислал ему рекомендацию. Румер стал профессором. С тех пор он в постоянном поиске. И его примеру следуют ученики.
Об одном из них Юрий Борисович говорил нам с особым пристрастием: "Очень, очень талантлив. Он ушел дальше меня". Румер явно гордился этим. Но он несколько раз назвал ученика Валерием, и потому мы ждали встречи с недавним студентом. Но встреча каждый раз откладывалась: либо Валерий уезжал на теоретическую конференцию, либо "от всего мира" прятался в своей лаборатории, либо оказывалось, что он на лыжной прогулке. Но однажды мы застали в кабинете Румера молодого человека в полуспортивной форме. Ростом невысок, подвижен. На вид лет двадцати семи - двадцати восьми.
- Знакомьтесь,- сказал Румер.- Профессор Валерий Леонидович Покровский.
Юрий Борисович, довольный тем, что смутил своего ученика и коллегу, продолжал перечислять его титулы: доктор наук, заведующий теоретической лабораторией, член Ученого совета...
Покровскому оказалось все же чуть больше тридцати. А двадцать семь - его ученику, кандидату наук Александру Чаплику, который уже и сам читает студентам лекции, руководит их научными работами.
Вот и еще одна "цепочка", а вернее сказать, быстро растущее генеалогическое дерево научного родства душ. Корни этого дерева познаний - высокая гражданская совесть ученого.

Совет молодых ученых

    Молодой ученый должен соединить в себе два противоположных качества: знание прошлой, старой науки, глубокое и серьезное ее изучение и вместе с тем смелый, новаторский, иногда бунтарский подход к ней.
Эти слова академика С.И.Вавилова были напечатаны на пригласительных билетах симпозиума, созванного советом молодых ученых при комитете ВЛКСМ.
В совете учли "пульс" времени, обостренное внимание молодых сотрудников одного института к своим коллегам из соседнего. Как они там, нашли ли они свое место в науке, не угас ли у них факел, который зажгли в университете? А может, кое-кому надо помочь, укрепить веру в успех начатого? Не менее важно и другое. Многие открытия возникают сейчас на стыках наук. Химику надо порой овладеть знанием некоторых биологических проблем, а биологу - познакомиться с новейшими математическими исследованиями.
Совет молодых намерен помочь интересам "на стыках". Он организует тематические циклы "Биология для математиков" и "Математика для биологов".
Нам довелось присутствовать на втором симпозиуме молодых ученых, где было прочитано около тридцати докладов и сообщений, принадлежащих как начинающим исследователям, так и известным ученым старшего поколения. Слушателей набилось полным-полно. Из них, наверное, добрая половина -студенты университета. Были и совсем юные - фымышата.
Что же привлекло их сюда? Оказывается, доклад "Научный поиск", с которым выступал директор Института математики Сибирского отделения академик Сергей Львович Соболев. Он говорил о направленности научного творчества, о планировании работ, об умении видеть большое в малом и малое (детали) в большом.
- Нельзя работать просто в надежде что-нибудь открыть,- с шутки начал академик.- Направление поиска определяется и велением сердца, и настроенностью коллектива на определенную группу задач, и влиянием руководителя - многими слагаемыми. Ясно и другое: нельзя работать без ощущения красоты научного творчества.
Подчеркивая близость научной деятельности к художественному творчеству, докладчик употребил выражение "ученый вживается в образ, в те модели, которые он создает". Труд ученого - это еще в большей мере "добыча радия", с которой по трудности В. Маяковский сравнивал работу поэта.
- Приходится отбрасывать множество опытов, гипотез, ложных предположений, прежде чем найдешь истину. Но, как всегда, "чем труднее достичь - тем дороже ценишь". В этом и усматривает академик Соболев поэзию своего нелегкого труда, внутреннюю красоту науки, которая гораздо глубже, чем ее внешние проявления, связанные с уже достигнутыми результатами. Красота - в научном поиске, в проникновении в тайны природы...
Не беремся полностью воспроизвести его яркую речь. Она никого не оставила равнодушным. Мы уверены, что во время таких встреч передаются не только знания, но и страстная любовь к тому делу, великое имя которого Наука.
Но вырастить хорошего ученого - половина дела. Другая - может быть, не менее значительная - воспитать в нем высокие гражданские качества, идейную убежденность.
Борис Мокроусов - первый комсомольский секретарь Академгородка, больше трех лет возглавлявший молодежную организацию, рассказывает о совете молодых ученых и его первых шагах:
- Какие задачи ставил комитет? Первое - помочь молодежи найти свое место в науке. Второе - помочь молодежи сформироваться идеологически. Как это сделать? Обстановка в научно-исследовательских институтах специфическая: встает вопрос об особых формах комсомольской работы. Помню, поначалу научная молодежь вообще стояла в стороне от комсомольской работы. Существовало даже мнение, будто комсомол в институтах - это только для лаборантов. Сбором металлолома занимались - вот и вся работа... А за последнее время в науку пришло много молодых, и, понятно, молодежь начала искать пути своей общественной деятельности, пути общественного влияния на науку.
Совет собрали. Люди поверили в то, что это серьезное дело, и шли к нам. Совет сплотил молодых ученых разных направлений и молодых со старшим поколением. Многие стали товарищами в науке, в жизни...
Рассказ о работе совета молодых ученых продолжил один из сегодняшних его руководителей - Владислав Пухначев. Владислав закончил Московский физико-технический институт четыре года назад. Но еще студентом был "завербован" в Сибирь. Стал работать в Институте гидродинамики, в отделе члена-корреспондента Академии наук Л.В.Овсянникова. Начал с "малого".
- Мы не будем придумывать "мероприятия". Мы будем делать то, что важно и нужно сегодня, то, что назрело. Вот, например, обмен информацией. У нас он развит слабовато. Иногда человек в поисках консультации едет в Москву. А оказывается, он мог получить ее, перейдя дорогу,- в другом институте Академгородка. Или еще. В одном институте организуется семинар, который может очень помочь соседям. Но они не знают об этом. Выходит, полезен даже обмен объявлениями... Конечно, это лишь мелочи, хотя и существенные. Важна организация теоретических конференций по определенным темам. Решили провести нынче одну общегородскую. Пригласим молодых не только из Академгородка, но и из всех институтов Новосибирска. Может интересно получиться. А обсуждения на стыках наук! Представляете, как нужны нынче чтения типа "Математика для биологов" и "Биология для математиков"! Уверен, они будут очень кстати.
Еще совсем недавно бушевали страсти, рожденные спором между "физиками" и "лириками". Именно тогда молодые ученые сибирского Академгородка организовали кафе "Под интегралом".
Что же это: нечто вроде ресторана или мюзик-холла? Или вариант танцплощадки? Ничуть не бывало! Хотя есть в кафе (днем оно - обычная столовая) и со вкусом оформленные интерьеры, и неоновая реклама, и джаз, и танцы. Но здесь часто устраиваются и беседы "по интересам", и научно-популярные и политические информации, и обсуждения актуальных задач литературы и искусства, моральных и этических вопросов. Все это не оставляет молодых равнодушными.
Каждый пришедший в кафе может обратиться к залу - через микрофон. Условие одно: он должен быть готов к тому, что его будут не только слушать, но и не соглашаться с ним, полемизировать, отстаивать свои взгляды. Пожалуйста: читай стихи, но готовься выслушать их критику.
Когда видишь, как дружно, темпераментно, азартно реагирует многочисленная аудитория на живое слово непрофессиональных поэтов и литераторов, невольно задумываешься: откуда берет начало эта безудержная любовь к литературе и искусству? Думается, что ответ один: сама жизнь является источником глубочайшего интереса "физиков" к "лирике". Хорошо сказал об истоках этой любви на одном из вечеров доктор технических наук профессор Георгий Сергеевич Мигиренко. Он назвал литературу, и в частности стихи, аккумулятором энергии невиданной силы. К его словам зал прислушивается особенно внимательно. Человек, посвятивший себя точным наукам, он, кроме того, хорошо знает марксистскую философию. Его выступления на семинарах всегда привлекают массу слушателей. А с какими яркими, увлекательными статьями он выступает в печати!
- Попробуйте,- предлагает, обращаясь к молодым, Георгий Сергеевич,- задуматься над всем, что нынче делает советский человек на земле, под землей и над нею. Могучий и неиссякаемый, непрерывно развивающийся и бесконечно разнообразный процесс человеческого действия направлен на одно - чтобы людям во всех отношениях лучше жилось. А для этого надо много знать. Надо старательно и упорно изучать природу, общество, мышление. Надо искать в них ранее неизвестное. Дерзать, искать, объяснять. Наука - компас, указывающий нашему обществу путь в будущее.
Я представитель точных наук. Люблю глубоко свое дело. Я полюбил его давно, еще когда был студентом. Ну, а к лекциям по философии, скажу по секрету, я в то время относился не очень серьезно. Любил задавать всякие каверзные вопросы, чтоб только отвлечь преподавателя, чтоб началась дискуссия...
Но когда занялся наукой вплотную, я пожалел об этом не раз. Я понял, что без философии мне, как ученому, не быть. И это каждый из вас должен понять. Без марксистской философии не выбрать верного направления в науке. Без философии, как без компаса, будешь плыть по волнам.
Очень я люблю и историю. Кое-что знаю в этой области. Вот недавно перечитывал восьмитомник Ключевского. Это лекции, которые он читал студентам. Начинал Ключевский с того, что объяснял, зачем нужно изучать историю. Многое там показалось мне неубедительным. Но согласен я с одним. Ключевский говорил: вы - граждане своей страны. Вы хотите, конечно, служить ей, иначе смысл вашей жизни не оправдан. Тогда надо понять закономерность развития своего народа, понять его прошлое, уяснить новые задачи, которые перед ним стоят.
А искусство? Я очень люблю петь... Люблю перечитывать "Евгения Онегина". Все это не просто помогает мне отдыхать, хотя отдых, правильно организованный, имеет огромное значение для человека и его дела. Искусство помогает мне осознать свою роль, свое место на земле. Желание лучше делать свое дело возбуждают и философия, и история, и искусство. Они помогают нам понять те задачи, которые стоят перед человеком, перед обществом, которое мы все хотим строить как общество коммунистическое.
Много человеку надо для счастья. Надо любить Родину. Надо уметь радостно трудиться. И надо стремиться к знаниям. Чем больше ты знаешь, тем яснее видишь поэзию земли. Тем увереннее твой шаг по планете. Тем больше в тебе подлинно человеческого. А значит, тем ты счастливее...
Слушая Георгия Сергеевича Мигиренко, мы подумали, что, видимо, общение с такими людьми рождает в молодых умах и душах лучшие, порой дерзновенные мечты, которые превращаются в замечательные дела и творения.
"В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам".
Эти слова Маркса сохранили свою силу. Изменилась, как остроумно заметил один ученый, лишь техника. Страна снабдила ученых самыми современными средствами для их исследований. Но и вершины стали другими, более высокими. Молодому ученому предстоит покорить эти вершины. И он покорит их, потому что растет активным борцом, носителем великой идеи коммунизма.
Всякий раз перед отъездом из Академгородка мы бываем в Золотой долине. Вот и опять прошли мимо "заимки Лаврентьева" к берегу моря. Тишина. Только чайки вскрикивают, касаясь крылом волны. Раскат весеннего грома оставил за собой пролетевший в вышине ТУ-104, дробным перестуком попытался скопировать его буксирный катер. Он потянул к шлюзам обской плотины большую тяжелую баржу.
Море. Оно сработано в Сибири руками человека. Оно служит ему, вращая турбины большой электростанции. О такой Сибири помышлял А. П. Чехов: "Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега". Такой виделась Сибирь М. В. Ломоносову: Российское могущество прирастать будет Сибирью".
Здесь осуществлена мечта А. М. Горького о городе науки. Вот он - город светлой мечты, большого дерзания!

[ Город у моря ] [ Парус творчества ] [ Второе солнце ] [ Шифр тысячелетий ]
[ Езда в незнаемое ] [ В поиск идут на заре ]
[ Оглавление ]



Библиография по истории Академгородка




Документ изменен . Размер bytes.
Посещение N